ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Методическая разработка для проведения мастер-класса «Зайка Маленький».

Автор - Басина Анна, 14 лет - обучающаяся студии "Художественное вязание"

Руководитель студии - педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории Бессонова Нина Владимировна

Областной фестиваль - конкурс мастер - классов "Творчество - 2012"
мастер-класс проводят: Басина Анна, Порешина Анастасия

Мастер-класс «Зайка Маленький».

Технология изготовления вязаной народной игрушки.

Мастер-класс направлен на знакомство детей с изготовлением вязаной народной игрушки.

Цель: Демонстрация и передача технологической последовательности и приемов вязания в объемную форму изделия на примере изготовления фигурки зверушки (зайчика).

Задачи:

  1. Организация активной учебной практики по овладению приемами вязания объемных форм художественного вязания.
  2. Развитие интереса у детей и расширения знаний о народной игрушке на примере фигурки зверушки (зайчика).
  3. Формирование у детей интереса и понимания народной культуры.

План проведения мастер-класса:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в предмет «Художественное вязание».
  3. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
  4. Техника пошагового изготовления народной вязаной игрушки «Зайка Маленький».
  5. Выполнение практической работы.
  6. Подведение итогов.

Демонстрационный материал: образцы шерсти, разные варианты вязаных игрушек.

Материалы и инструменты: пряжа (12м), синтепон, клей «Момент», нитки (1м), атласная ленточка (25см), ножницы, штопольная игла, крючок №2-2.5, спицы №3.

Ход проведения мастер-класса:

  1. Организационный момент:
    Приветствие. Сообщение темы. Постановка цели и задач.
  2. Введение в предмет «Изготовление художественной вязаной игрушки».

    Вводная беседа о народной игрушке.

    Народные традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе народного воспитания отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в развитии и воспитании малыша. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функций народная игрушка - это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с окружающим миром. Народные игрушки очень просты для понимания малыша, это дает возможность освоить их в том объеме, который допустим для ребенка.

    Ведь в игрушках заложена хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру, коллективный опыт предыдущих поколений. Народные игрушки делаются взрослыми для малышей из простых, доступных материалов: веток и коры, древесины и глины, соломы и ткани, сухих плодов и ягод, которые превращаются в уникальный объект, а порой и в произведение искусства, который становится средством общечеловеческого воспитания.

    Персонажи и сюжеты для игрушек, как правило, берутся из жизни. Они просты, лаконичны и доступны - это звери и птицы, музыкальные инструменты, человечки за работой, или же орудия труда в миниатюре.

    В них отсутствуют зачастую детали, нет ничего второстепенного, а обобщенность доведена порой до предела, что является ярким педагогическим приемом, с помощью которого усиливается влияние образа народной игрушки на формирование мировоззрения маленького человека. Именно благодаря примитивности возникает стимул к творческому инстинкту малыша. Более того, она настолько проста, что малыш может сам сделать что-то похожее.

    Игрушки были всегда, и даже тысячу лет назад они играли ведущую роль в воспитании, целью которого было уважение и сохранение традиций предков.

    Используя в игре такие игрушки, ребенок как бы впитывает подсознательно эти традиции, знакомится с видами искусства, обучается ремеслу, входит в социум.

    Феномен же народной игрушки в том, что кроме внешнего облика, она имеет внутреннее содержание. Немаловажная роль в детских играх отводится кукле, которая может включаться в сюжетные игры, ей могут присваиваться разные роли, в том числе и социальные, - именно это и делает игрушку предметом социализации ребенка, развивает личностные качества, учит быту и общению.

    Народные игрушки это в первую очередь синтетическое средство народного воспитания малыша, которое влияет не только на умственное и физическое развитие, но и формирует нравственные и эстетические качества ребенка. Развивают воображение, учат анализировать ситуацию, сравнивать и выбирать, формируют первые моральные принципы малыша.

    Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, отражающее национальные традиции народов, приобрело самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.

    Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены: деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Согласно легенде, сам Сергий Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали Детство. Но, несомненно, то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

    Сегодня трудно увидеть ребенка, играющего традиционной русской игрушкой. Она ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Но наблюдая за своим младшим братом, я вижу, что если в его поле зрения попадает игрушка, связанная мной на спицах, то его ручки сами невольно тянутся к ней. Я много читала о том , что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. И часто задавала себе вопрос : «Что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с такой игрушкой?»

    Изучая народную игрушку, я узнала, что одной из главных черт её как раз и состоит в том, что она соразмерна ребенку, и выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению, удовлетворяет естественное желание чувствовать себя большим среди маленьких и возлагать на себя за этих «маленьких» ответственность. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны.

    Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» .

    То, что игрушка являлась для ребенка одновременно и оберегом, объясняет еще и тот факт, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений. Основной принцип магии – принцип подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал. Поэтому погремушка или мяч изображали Небесный Мир, и в руках ребенка они должны были защитить его от темных сил, как бы соединяя его с силами добра.

    Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

    Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье.

  3. Инструктаж по ТБ при работе с используемыми материалами и инструментами, при проведении мастер - класса.
    Демонстрация безопасных правил работы.
  4. Техника пошагового изготовления вязаной народной игрушки «Зайка Маленький».

    Материалы: пряжа - 12 м, нитки - 1 м, синтепон, клей "Момент", атласная лента - 25 см.

    Инструменты: спицы № 3, ножницы, игла штопальная, крючок № 2 - 2.5

    1. Набрать 20 петель, вязать 30 рядов платочной вязкой, закрыть сырой срез.

    2. Разделить горизонтальную и вертикальную сторону вязаного квадрата пополам, середины отметить цветной ниткой и проложить стежком нитка вперед иголкой, положить в центр треугольника синтепоновый шарик ∅ 3 см.

    3. Стянуть проложенную нить, сформировать ушки.

    4. Стянуть оставшуюся часть квадрата (спинку), набить туловище.

    5. Полностью сшить зайчика.

    6. Приклеить хвостик.

    7. Оформить мордочку зайчика, пришить крепление для подвешивания.

  5. Выполнение практической работы осуществляется с использованием технологической карты по изготовлению вязаной мягкой игрушки «Зайка Маленький».
  6. Подведение итогов.
    Дети демонстрируют выполненные работы, рассказывают последовательность создания народной игрушки «Зайка Маленький», поясняют свою художественную задумку, оценивают ее воплощение в созданном изделии.

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.