ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Доклад директора МБОУ ДОД ЦДТ Импульс на открытии VIII –х областных Рождественских образовательных чтений.

«Творчество» тоже можно творить.

Бессонова Нина Владимировна, директор, педагог дополнительного образования
МБОУ дополнительного образования детей Центра детского творчества «Импульс»
г. Видное Московской области, отличник народного образования,
лауреат премии Ленинского района.

Уважаемые высокие гости и участники VIII –х областных Рождественских образовательных чтений! Позвольте сердечно поздравить Вас с этим замечательным событием и пожелать успешной работы.

Разрешите поделиться с Вами нашим опытом. На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривают как одну из важнейших составляющих образовательного пространства. Многие школьники испытывают потребность в активной творческой деятельности, они хотят заниматься в различных объединениях по интересам. А некоторые уже в школьные годы планируют получить основы будущей профессии.

В городе Видное вот уже более 20 лет такую возможность для детей обеспечивает Центр детского творчества «Импульс». Это серьезное многопрофильное учреждение, оно охватывает более 1500 воспитанников, насчитывает 157 творческих объединений, которые включают 48 видов деятельности.

Каждый ребенок, пришедший к нам, может найти себе занятие по интересам. Наш Центр предоставляет всем желающим в возрасте от 4 до 18 лет большие возможности для личностного развития и самореализации. Но всякое дело, каким бы не занимался человек, для успешного результата требует усердия, постоянства и правильности исполнения.

Дети, пришедшие заниматься в «Импульс», сразу вводятся в его культурно-образовательное пространство. Для них созданы и реализуются социально-значимые проекты таких как: «Ребенок в мире народной культуры», «Милосердие», «Гражданское воспитание», «Семья», «Одаренные дети», «Каникулы» и другие.

Проект «Ребенок в мире народной культуры» позволяет нам приобщать детей к традиционным духовно-нравственным ценностям - народного искусства, которое складывалось веками как результат творчества мастеров многих поколений.

Известно, что сохранение традиций в роду в течение трех веков, их передача потомкам – это и есть народная педагогика в действии. К сожалению, связь поколений в семьях прервалась. И мы, сегодня живущие, должны приложить все усилия для воссоздания и сохранения национальных традиций в воспитании, и такое стремление осуществляется в проекте «Ребенок в мире народной культуры».

Воспитательная система «Импульса» включает важнейший компонент: гражданское воспитание. В качестве иллюстрации можно привести работу Центра с детьми с ограниченными возможностями и сиротами. Эта работа проводится в рамках акции «Милосердие». Все учащиеся Центра вовлечены в эту деятельность: готовят спектакли, концертные и игровые программы, сувениры – подарки для гостей; накрывают «сладкий» стол. Дети с большой ответственностью участвуют в этой работе.

К настоящему времени нами накоплен большой опыт духовно-нравственного воспитания учащихся. Он очень разнообразен по своим источникам, процессу развертывания и воспитательным результатам. Основа данного опыта – это системность его организации. Уже много лет «Импульс» участвует в реализации районной программы «Свет Христов». Важнейшим мероприятием программы, является, прежде всего, ежегодные районные и областные Рождественские образовательные Чтения. Наши формы участия в них - это организация тематических выставок детских работ, проведение мастер - классов, оформление праздника, участие в концертных программах, выступления с сообщениями на круглых столах.

Кроме этого мы организуем и проводим такие районные мероприятия как: конкурс «Рождество Христово», «Рождественскую елку», фестиваль православной музыки и поэзии «Ковчег», конкурс «Пасхальная радость», праздник «Светлого Христова Воскресения», День славянской письменности и культуры.

Проведение последнего приобрело областное значение. С 2004 года в рамках этого проекта проходит областной конкурс мастер - классов по славянским ремеслам и искусствам «Творчество» как заключительный этап Московских областных выставок –конкурсов. Он проводится в форме фестиваля и дарит его участникам и гостям большое богатство идей. Он представляет: панораму изучаемых детьми искусств и ремесел, показывает качественность освоения учащимися предметной области своего образования, демонстрирует педагогам профессиональный уровень коллег, стимулирует методическую и педагогическую деятельность, представляет ремесла и искусства, которые родились в народе как выражение его понимания красоты.

То что сейчас превратилось в редкость и диковину, а это: домотканые вышитые полотенца, резная и расписная деревянная посуда, кружева, выполненные в разной технике, изделия из лозы, соломы и многое-многое другое- всё это с большим удовольствием и мастерством выполняют дети на мастер - классе и в качестве Мастеров обучают других.

Исследования показывают, что творческим людям нравится работать с другими творческими людьми, независимо от возраста. Ученые из Фонда Джонсона (организации, которая разрабатывает тесты для проверки способностей) обнаружили, что люди, не использующие свои творческие способности, к середине жизни (а то и раньше) разочаровываются и становятся несчастными. Удовлетворение приходит тогда, как утверждают ученые, когда Вы открываете в себе скрытые способности и дарования, а затем развиваете их, используя в своей работе.

Конкурс «Творчество» открывает возможности и детям, и педагогам показать своё профессиональное мастерство, которое всегда достигается достаточно длительным практическим трудом, начиная с детского возраста. Его особенность – это многообразие содержания и форм участия в нем детей и педагогов: выставки творческих работ, детские концертные программы, костюмированные театрализованные представления, игровые программы и, конечно же, мастер-классы, ориентированные на блиц-обучение заинтересовавшихся взрослых и детей – гостей праздника. Введение в сценарный план районного праздника областных мастер - классов стало признаком новизны для педагогов дополнительного образования. Педагогам необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом и взаимообучение своей воспитательной и преподавательской деятельности.

Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов и выдвигает её в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации педагогических работников.

Все участники конкурса размещаются на так называемых «улицах» творчества. В идее такого размещения заложено проведение областных методических объединений по видам ремёсел и искусств. В этих методобъединениях на правах Мастеров участвуют и дети. Педагоги и дети получают колоссальный опыт профессионального общения, который расширяет представление о возможностях приобретения мастерства и источниках его развития. Мастерам есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как лучше обеспечить проведение мастер - класса на качественно новом высоком уровне?

Так как наш Центр является организатором проведения этого конкурса, то в методической службе учреждения сосредотачивается информационная база об этом инновационном опыте, но не только база данных. Наш Центр стал первичной творческой лабораторией по аналитической обработке имеющейся информации по мастер-классам. Результатом такой аналитической проработки опыта стало его научно-методическое описание. Наше видение этого явления мы предложили лаборатории гражданского воспитания НИИ семьи и воспитания РАО в виде научной статьи. Текст был включен в сборник статей по духовно-нравственному воспитанию школьников и опубликован весной 2010 года.

Кроме этого на основе анализа нами были подготовлены такие методические разработки как: «Что такое мастер-класс», «Творческий замысел» и информационный материал «Славяне и их традиционные ремесла».

Ежегодно в рамках конкурса-фестиваля проводятся круглые столы, на которых выступают сотрудники РАО, МГОУ и других культурно-образовательных учреждений. Особенно содержательными были выступления священнослужителей Видновского благочиния.

И, конечно же, о работе оценивающей стороны - о жюри. За 7 лет существования конкурса мастер - классов в его пространство входило много замечательных людей. Особенно хочется вспомнить удивительного человека, педагога, к великому сожалению его уже нет среди нас, Василия Алексеевича Барадулина, кандидата искусствоведения, человека, который создал Атлас традиционных искусств и ремесел Московской области, который стоял у истоков развития профессионализма специалистов дополнительного образования, организаторе Московских областных выставок – конкурсов и первом председателе жюри конкурса «Творчество». Его личностная значимость и авторитет в системе придали этому конкурсу особый статус: конкурс стал интересен не только педагогам дополнительного образования, но, и учителям средних общеобразовательных школ, и преподавателям детских школ искусств.

Хочется отметить одно событие прошлого года: на конкурсе в качестве гостей присутствовали иностранные студенты художественного ВУЗа. Учащиеся «Импульса» изостудии «Живопись» и кукольного театра–студии «Забава» давали им мастер-классы по учебному рисунку и изготовлению анимационной куклы. «Импульсанты» не подвели, показали высокий уровень обученности и умение быть в роли мастера-учителя.

Жизнь нашего Центра полна открытий, насыщена постоянными сменами деятельности, эмоций, ощущений, случаев и ситуаций - достойна восхищения и удивления.

«Чтобы не быть в праздности и без дела, - как правильно нас наставляет святой старец Амвросий Оптинский, - нужно заняться полезным делом, потому что праздность есть начало и причина многим порокам и многому злу».

Сегодня мы видим идею нашего Центра так: Центр – пространство жизни. А жизнь – это прежде всего творчество. Творчество тоже можно творить. Дети в творческой среде нашего Центра участвуют в фестивалях, концертах, спектаклях, и побеждают на конкурсах от районного до международного уровней. Плотность такого участия наших воспитанников в мероприятиях можно отметить конкретной цифрой- 562 мероприятия только за прошлый учебный год и 687 наград разного уровня, среди которых:

  • Премия Министерства образования и науки РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»,
  • Главная награда России в области детства «Национальная детская премия» в номинации «Сцена»,
  • Премия Губернатора Московской области,
  • и 9 учащихся получили стипендию главы Ленинского муниципального района.
Конечно же, эти награды ребята получают благодаря своим наставникам – учителям.

Все знания, тепло своей души педагоги стремятся передать детям, которые благодарны своим учителям. Многие из учеников «Импульса», окончив ВУЗы, возвращаются в его стены в качестве педагогов.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить значение областного конкурса мастер – классов «Творчество»:

  1. Уровень подготовки этого мероприятия сделал его известным и в районе и в области: в 2004 г.было дано 15 мастер - классов, а в 2010 г. педагоги из 29 территорий показали 73 мастер-класса.
  2. Особенность конкурса – его многообразие содержания и форм участия в нем детей и педагогов.
  3. При организации мероприятия такого уровня Центр получил колоссальный опыт аналитической работы.
  4. Для жителей нашего города этот праздник является большим творческим подарком, особенно для детей. Их сверстники участвуют в 3-х – 4-х часовом концертном марафоне, который делает этот праздник незабываемо ярким.
    У столиков мастеров нет свободных мест. Очень многие дети, записываясь на следующий учебный год в творческие объединения «Импульса», непременно, хотят обучаться в отделе «Народные ремесла и искусства». Таким образом, конкурс стал пропагандистом народного творчества. Мало иметь право на культуру, мы, учителя, должны создавать возможность для ребенка её приобрести.
  5. Конкурс особенно значим для педагогов - как обретение опыта профессионального общения.
  6. Форма мастер – класса является особо приоритетным и перспективным звеном в системе повышения квалификации педагогов.
  7. Нужно отметить еще один факт успешности, популярности и статусности этого праздника:
    присутствие на нем Главы Ленинского муниципального района, представителей администрации, управления образования, представителей Видновского благочиния и представителей МГОУ.
    Без их информационной, организационной и финансовой поддержки это мероприятие проходило бы совсем на другом уровне.

И закончить свое сообщение я бы хотела словами поэта Николая Заболоцкого:

«Два мира есть у человека
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил…»

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.