ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Мастер – класс: «Театр цесаревича Алексея».

Посвящается 400-летию Дома Романовых

Изготовление традиционной куклы-перчатки по музейным образцам
с применением новых технологий

Автор мастер-класса - Лобырев Никита, 14 лет - обучающийся кукольного театра-студии «Забава»

Руководители студии - педагоги дополнительного образования
высшей квалификационной категории Фомичев Сергей Сергеевич, Белоцерковская Нина Васильевна

Историческая находка.

С конца 30-х годов прошлого века в музее Театра кукол им. С. В. Образцова пылилась старинная ширма с логотипом Guignol. Гиньоль — слово, обозначающее одновременно ярмарочный театр и перчаточную куклу — персонаж, такой же популярный во Франции, как у нас Петрушка. Он — рабочий шелковой мануфактуры, народный герой с хорошей смекалкой и чувством юмора. Вместе с ширмой в музее хранилось семь кукол — сам Гиньоль, Арлекин, Капрал, Невеста, Служанка, Бабушка и Офицер. В путеводителе по музею от 1940 года эти персонажи характеризовались как «образец французского театра». Никто и не стал бы интересоваться, кому они принадлежали раньше, если бы не одна удивительная находка…

Кинорежиссер Евгений Герасимов решил снять фильм о жизни Саввы Мамонтова и, естественно, захотел максимально близко воспроизвести эпоху знаменитого мецената. Чтобы погрузить зрителя в атмосферу Италии XIX века, где Савва часто бывал, понадобилась декорация популярного тогда в Европе кукольного театра «Гиньоль». Позаимствовать ее решили в музее Театра Образцова. «Я взял ширму из экспозиции и отнес к себе в мастерскую, чтобы осмотреть перед съемкой, — вспоминает художник-технолог театра Александр Лигусов. — И вдруг в глаза мне бросился кусочек бумаги размером с почтовую марку и выцветшим орнаментом. Чернилами на нем было написано: «Александр. дворец пол. Насл-ка игральная № 333».

Расшифровать надпись не составило труда. «Александровский дворец» — резиденция последнего российского императора Николая II. «Пол. Насл-ка» — половина наследника. Слово «игральная», вероятно, означало либо игральную комнату, либо напрямую указывало на то, что с ширмой играл наследник престола цесаревич Алексей. Но самое интересное было дальше.

На товарной этикетке, которая сохранилась на передней панели ширмы, упоминалось, что ее сделали эксклюзивно, на заказ. Конкретный производитель, правда, не упоминался. Продана ширма в магазине «Детский рай» в самом центре Парижа на пересечении улиц Риволи и Лувр. Вероятно, вместе с ней были проданы и куклы, но кто сделал их, также неизвестно. «Можно сказать лишь то, что каждая из них изготовлена очень добротно и со вкусом, — продолжает Александр Лигусов. — Все указывает на работу талантливого художника. Но самое удивительное, что куклы оказались портретными».

Если вглядеться в лица кукол, можно увидеть изображения членов царской семьи и приближенных к ней. Капрал напоминает Николая II, Невеста — его супругу Александру Федоровну, Бабушка — вдовствующую императрицу Марию Федоровну, Служанка — няню Марию Вишнякову, Арлекин — это друг семьи Распутин, а Офицер в треуголке — сам цесаревич. Только личность Гиньоля осталась секретом. Хотя, возможно, он и не имеет отношения к окружению цесаревича, а просто олицетворяет собой знаменитый бренд того времени.

У каждой куклы свои отличительные черты. У той, что изображает бабушку цесаревича, характерная прическа — волосы заплетены в косы и уложены сзади кольцом. Именно такую прическу носила Мария Федоровна. У Невесты под прической осталось несколько гвоздиков для крепления диадемы — любимого украшения императрицы Александры Федоровны. У цесаревича — Офицера в треуголке — белоснежные волосы. Чем это объяснить, ведь он не был белокурым? Возможно, тем самым неизвестный мастер символизировал образ будущего помазанника Божия. Его долгожданное появление на свет в царской семье было воспринято как дар свыше.

Костюмы кукол тоже не без смысла. На пуговицах мундира Капрала изображен якорь — символ спасения и надежды, а кто как не император надежда и опора Российской империи? На костюме у Арлекина пять пуговиц с изображением пятиконечной звезды. «Вообще этот древний символ обозначает человека Космоса, Учителя, Наставника, — отмечает Александр Лигусов. — «Учитель» — именно так обращалась Александра Федоровна к Распутину. Да и как могло его не оказаться среди кукол? Императрица была очень суеверна. Известно, что она считала: пока жив Распутин, жив и наследник. Но символ пятиконечной звезды неоднозначен. Если вершина направлена вниз, то значение ее совсем другое — это символ дьявола. Распутина так и называли — «святой черт». Правда, сейчас трудно сказать, как первоначально были пришиты пуговицы к мундиру».

Кто мог сделать наследнику такой подарок? Может быть, бабушка Алексея Мария Федоровна, которая много времени проводила за границей, в том числе и во Франции? А может быть, президент Франции Пуанкаре? Ведь в своих дневниках Николай II вспоминал, что во время визита в Россию 9 июля 1914 года «Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей».

«Надеюсь, рано или поздно мы сможем узнать точно, кто подарил цесаревичу кукольный театр, — говорит Александр Лигусов. — Для этого предстоит поработать в Российском государственном историческом архиве, который до 2006 года располагался в бывшем здании Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Из-за переезда в специально построенное для него здание доступ к архивам был ограничен. Но как только нам удастся туда попасть, можно будет найти инвентарные книги Александровского дворца. В те времена на учете была каждая вещь, которой владели члены царской семьи. Там-то и должно быть сказано, кто и когда подарил цесаревичу кукольный театр».

Сейчас в музее Театра Образцова выставлены копии ширмы и кукол, изготовленные петербургскими художниками, а подлинники переданы в Александровский дворец. Скорее всего, они будут включены в постоянную экспозицию — ведь раритеты вернулись туда, где им самое место.

Но каким образом кукольный театр цесаревича очутился в музее Театра Образцова? Как удалось выяснить Александру Лигусову, ширма и семь кукол были зарегистрированы в описи в 1945 году, но попали они в театр восемью годами раньше из сергиевопосадского Музея игрушки. Последний же получил их в 1932 году из Екатерининского дворца, который расположен в Царском Селе по соседству с Александровским. Как куклы предприняли путешествие из Петербурга в Москву, пока тоже остается тайной.

В ноябре 2011 года в Царское Село возвратился кукольный театр, некогда принадлежавший цесаревичу Алексею. Этот уникальный подарок был сделан Царскому Селу московским Музеем театральных кукол ГАТЦК имени С.В.Образцова. Театр состоит из затейливо расписанной ширмы с названием "Guignol" - Гиньоль - и семи кукол: Полишинеля, Арлекина, Капрала, Офицера, Невесты и Служанки.

Цель мастер-класса:

  • научить поэтапному изготовлению традиционной куклы-перчатки с применением новых технологий и материалов;
  • ознакомить участников мастер-класса с историей создания кукольного театра цесаревича Алексея, взятого за образец для создания кукол.

Задачи мастер-класса:

  • ознакомить участников мастер-класса с историей кукольного театра цесаревича Алексея;
  • сформировать представление о возможностях использования новых технологий и материалов для изготовления кукол;
  • приобщить к новому виду творческой деятельности;
  • обучить технологии поэтапного изготовления традиционной куклы-перчатки;
  • ознакомить с различными вариантами изготовления куклы на единой основе;
  • продемонстрировать возможности куклы-перчатки.

Инструменты и материалы:

  • Пластилин
  • Плотная бумага, картон
  • Пищевая плёнка
  • Клей «Титан», ПВА
  • Лекала из картона для кукольного костюма
  • Ножницы
  • Иголки, нитки
  • Карандаши, кисти, линейка
  • Краска «гуашь»
  • Кожа, ткань
  • Ленты, верёвки, пуговицы
  • Ноутбук с различными материалами по мастер-классу

Куклу-перчатку из папье-маше невозможно изготовить за короткое время, так как необходимо просушить каждый слой бумаги и краски. Поэтому на нашем мастер- классе мы продемонстрируем только некоторые этапы создания куклы.

Ход занятия:

1.Вводная часть:
  • Ознакомление участников мастер-класса
    с кукольным театром цесаревича Алексея;
  • Ознакомление с правилами по техники безопасности
    при работе с ножницами и клеем;
  • Ознакомление с основными этапами и приёмами работы
    при изготовлении куклы-перчатки из папье-маше.
20 минут
2.Изготовление головы куклы из папье-маше-
3.Покраска кукольной головы30 минут
4.Пошив кукольного костюма (рубашки)60 минут
5.Пошив кукольных рук30 минут
6.Склеивание держателей (патронков)
для кукольной головы и ручек
10 минут
7.Соединение всех частей куклы и создание сценического образа
при помощи дополнительных деталей
20 минут
8.Подведение итогов:
  • Обсуждение полученного результата;
  • Ознакомление с возможными вариантами
    изготовления куклы на единой основе.
  • Демонстрация возможностей куклы
10 минут

Словарь профессиональных определений кукольника:

Папье-маше – ( от франц. papier mache – жеваная бумага) пластичная масса из бумаги и клеящих веществ, применяемая для изготовления бытовых и художественных изделий

Кукла-перчатка - одна из самых известных «актеров» среди других видов театральных кукол. Ее также называют ручной, петрушечной, пальцевой или куклой «бибабо». Происхождение названия «перчаточная» понятно: «скелет» куклы — перчатка, надевающаяся на руку. Отсюда же и названия «ручная» и «пальцевая»: чтобы заставить куклу шевелиться, «работать», актер шевелит пальцами и кистью руки. Название «петрушечная» в отличие от первых трех связано не с принципами работы куклы, а с историей. Первой перчаточной куклой был Петрушка, ведущий свое происхождение от искусства скоморохов, а кукловоды, участвующие в ярмарках и потешающие зрителей прямо под открытым небом, назывались петрушечниками.

У перчаточной куклы есть одна важная с точки зрения педагогики особенность: из-за того, что она надевается на руку, ребенок словно срастается с ней, ощущает куклу своей частью. Из всех видов театральных кукол она наиболее близка ребенку, но открывает возможность для перевоплощения в персонажа. Кроме того, перчаточная кукла заставляет интенсивно работать пальцы, что очень важно для развития речи.

Рубашка куклы-перчатки – кукольный костюм, который может состоять из одной или двух частей

Патронки для крепления кукольной головы и рук – бумажные трубки, находящиеся внутри куклы и одевающиеся на пальцы актёра.

Ход работы.

1. Возьмите обычный пластилин или глину

2. Размягчите его.

3. Вылепите яйцеобразную форму необходимого вам размера

4. Сделайте углубления для глаз и цилиндрическую шею

5. Должно получиться примерно так

6. Затем вылепите нос и рот

7. Формы должны быть простыми

8. Теперь вылепите два уха и ваша скульптура готова к следующему этапу

9. Облепите голову пищевой плёнкой, чтобы в дальнейшем пластилин не приклеивался к бумаге

10. Облепите все углубления и выпуклости

11. Возьмите плотную упаковочную бумагу

12. И порвите её на маленькие равномерные кусочки

13. Приклеивайте кусочки бумаги на форму один рядом с другим

14. Старайтесь не наклеивать бумажные кусочки каждого слоя друг на друга. Дайте первому слою просохнуть

15. При оклеивании следующим слоем, наклеивайте бумагу на стык предыдущей склейки

16. Для создания устойчивой формы достаточно двух-трёх слоёв бумаги. Дайте форме просохнуть в течение 24 часов

17. Наметьте карандашом линию разреза формы посередине, как на фото

18. Канцелярским ножом прорежьте слои бумаги

19. Теперь следует разъединить форму

20. Отделите пластилиновую форму от папье-маше.

21. Соедините две части папье-маше кусочками бумаги.

22. Дайте готовой форме высохнуть.

23. Загрунтуйте форму белилами на акриловой основе.

24. Нанесите несколько слоёв краски, давая просохнуть каждому слою.

25. Наждачной бумагой выровняйте поверхность формы

26. Форма готова к покраске

27. Покрасьте форму под цвет кожи (можно использовать гуашь, добавляя клей ПВА)

28. Нарисуйте румянец и рот

29. Должно получиться примерно так

30. Нарисуйте глаза и брови

31. Остальные детали нарисуйте соответственно вашему замыслу

32. Дайте краске высохнуть и закрепите результат клеем ПВА

33. Возьмите или создайте простую выкройку кукольной рубашки

34. Обведите выкройку на ткани карандашом

35. Прибавьте к основному контору по 5мм с каждой стороны

36. Вырезайте по второму контору

37. Таких деталей у вас должно быть две

38. Сшейте их между собой

39. Нижняя часть кукольной рубашки состоит из простого прямоугольника

40. Сшейте его вручную или на швейной машинке

41. Соедините нижнюю и верхнюю части кукольной рубашки

42. На ткани по лекалу обведите кукольную ручку два раза

43. Вырезайте, оставляя 5 мм от линии

44. Сшейте обе части

45. Набейте ручку куклы синтепоном

46. Сделайте вторую ручку таким же образом

47. Вырежьте из плотной бумаги прямоугольную полоску (11х20см)

48. Проклейте её

49. Сверните в трубочку так, чтобы её можно было свободно надеть на указательный палец

50. Также необходимо вырезать ещё две бумажные полоски (6х20см)

51. И сделать ещё две трубочки

52. Каждую из маленьких трубок нужно заклеить бумагой с одной стороны

53. Обрежьте излишки бумаги

54. Должно получиться как на фото

55. Заклеенный бумагой конец трубки намажьте клеем

56. Приклейте, сделанную раньше кукольную ручку

57. Тоже сделайте со второй кукольной ручкой

58. Теперь намажьте внутреннюю часть кукольной шеи клеем

59. И вклейте большую трубку

60. На выступающий конец трубки нанесите клей

61. Теперь можно соединить кукольную рубашку и голову куклы

62. Кукольные ручки тоже проклейте

63. И соедините с кукольной рубашкой

64. В зависимости от замысла добавьте декоративные элементы

65. Кукла готова к дальнейшей творческой жизни

На мой взгляд, кукла получилась.
Сравните с оригиналом.

Оригинал куклы «Офицер»

Список литературы:

  1. Дисман Б, Голованов «Живые куклы – ребятам» - журнал «Клуб и художественная самодеятельность», 1986, № 10
  2. Кряжина Н. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль, 1997
  3. Смирнова Н. «…и оживают куклы» - М, «Детская литература», 1982
  4. «Театр кукол» - М, «Планета», 1981
  5. «Театр кукол – своими руками» - «ЮТ», 1988
  6. «Театр чудес» - журналы, издательский отдел ГАЦТК им. С. Образцова
  7. «Театр, сценография или как мы играем» - М, 2002
  8. Федотов А. «Анатомия театральной куклы» - М, «Искусство», 1944
  9. Голдовский Б, «Энциклопедия юного кукольника» - М, «Аргументы и факты», 1996
  10. Федотов А. «Анатомия театральной куклы» - М, «Искусство», 1944
На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.