ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Шахматы в городе Видное.

Гайнулина Валентина Мироновна, кандидат педагогических наук,
кандидат в мастера спорта (шахматы), педагог дополнительного образования,
руководитель шахматного объединения МБОУ ДОД ЦДТ «Импульс».

Первый содержательно концентрированный блок сведений о шахматах в информационное пространство нашего города и района введен «Видновскими вестями» 31 июля 2007г.

Одно из самых функционально сильных средств развития интеллекта человека и его возможностей к креативной деятельности – шахматы - в статье были представлены комплексом исторических , педагогических и собственно шахматоведческих позиций: сказалось образование автора, род занятий и определенная включенность в шахматную практику.

Вывод автора, учитывая последствия недавней смены типов государства и экономики в стране:

«В России налаживаются государственность и общественная жизнь. Неужели государство, общество и наука- эти три кита прогресса- не обратят свое внимание на обеспечение доступа к шахматам каждого российского ребенка?

На сегодня ничего дешевле шахмат в числе средств развития ребенка нет.

Следует этим воспользоваться».

Прошло ровно 6 лет. И «Видновские вести» вновь обращаются к теме «шахматы».

Ценностно-смысловая ориентация материала этого года продолжает таковую своего предшественника: необходимо и целесообразно использовать потенциал шахмат, потому что на их основе возможно компенсировать существенные недостатки условий развития современного ребенка.

Авторы статьи этого года - два человека - практик и управленец. Такой союз обусловлен взаимным пониманием целесообразности объединения усилий и возможностей разных представителей видновского общества, способных содействовать приобщению детей к шахматам.

При всей своей личностной скромности авторы все же надеются, что они олицетворяют две важнейшие составляющие основного ресурса шахматизации образования в современных условиях: специалистов по введению детей в мир шахмат и элитный слой видновского общества, т.е. людей, обладающих компетентной волей, фондированной осознанием социальной значимости использования шахмат как фактора повышения качества условий развития юных видновчан.

Авторское намерение сводится к следующему: в городе Видное должно появиться особое социокультурное явление, которое имеет прецеденты и в других регионах России: самоорганизация граждан для оперативного реагирования на решение общей проблемы. Мы имеем в виду возникшие, развившиеся и укрепившиеся очаги шахматизации. Они существуют уже десятки лет, выступая носителями исторической традиции сохранения и расцвета культуры отношения народа к шахматам.

Источники такой ситуации разные: географическое положение, облегчающее отток средств от богатства недр на благое дело; грамотная активность умеющих играть в шахматы, учить этому других и грамотная политика управленцев, соединивших финансовый и человеческий потенциалы; отношение населения к такой ситуации, подкрепляемое статусом населенных пунктов как шахматизированных, что означает высокий уровень образованности и дееспособности жителей. Открытость таких очагов для осуществления социальной жизни, одухотворенной шахматами, характеризуется различными событиями: научно-практические конференции шахматноведческой направленности, турниры разных форматов и уровней, визиты шахматных знаменитостей с лекциями, семинарами, сеансами одновременной игры, спецификой общения местных и приезжих посвященных в тайны, законы, магию, прозу и поэзию, сверхсложную науку феномена «шахматы».

А что у нас, в Видном, уже есть для постановки и решения проблемы шахматизации?

Начнем с качества населения.

Многие семьи имеют опыт приобщения своего ребенка, часто и своих детей (есть случаи, что учатся не только двое, но и трое представителей семейства) играть в шахматы. Мотивация родителей: полагание шахмат компенсацией ребенку потерь в развитии от траты времени жизни на телевизор; убеждение, подкрепленное доказательством «многие считают», «что шахматы содействуют лучшему освоению математики»; понимание специфики занятий шахматами как выражение потребности в «думании» и ее практической реализации.

на Областном фестивале-конкурсе мастер-классов «Творчество»
г. Видное, 2013 г.

Действительно, ребенок решает задачу, как достигнуть цель, смысл которой он понимает, средства достижения такой цели он усваивает постепенно, усвоение таких средств и есть игра в шахматы (из содержания бесед педагога и родителей).

В принципе подход верен, но это лишь начальный тренинг в появлении отношения к шахматам как источнику интеллектуального и эстетического удовольствий, а не только спортивного состязания, хотя детский подход к шахматам преимущественно характеризуется нацеленностью на победу над соперниками (т.е. партнерами).

Шахматный кружок-клуб в городе Видном существует уже более 13 лет. Сотни детей обучались в нем. Уровень их сопричастности с теорией и практикой шахматного искусства, с общекультурной информацией, сопровождающей процесс обучения, с организационно- педагогической деятельностью по реализации образовательной шахматной программы регулярно измерялся посредством параметров, официально применяемых в качестве требований для получения разрядной квалификации, зафиксированной в соответствующем документе.

Родители и обучающиеся внимательно относились к получению ребенком разряда по шахматам, считая квалификационный билет объективным доказательством наличия у его владельца серьезных интеллектуальных практик, составляющих опыт ребенка в развитии своего мышления.

Как известно, уже ряд лет принято готовиться к ситуации экзаменов на право получать высшее образование; материализованная форма такой готовности- комплекс документации, входящей в портфолио ребенка как, возможно, будущего претендента стать студентом. Классификационный шахматный билет в таком комплексе, что показал опыт «выпускника» шахматного кружка-клуба из города Видное, послужил самым весомым доказательством для решения отборочной комиссии ВУЗа зачислить его в студенты. Объяснительный текст Председателя комиссии, адресованной коллегам, еще не встречавшим такую «книжечку» в портфолио претендентов на студенчество, был кратким: «Парень имеет убедительное доказательство факта многолетних занятий развитием своего интеллекта».

Родители, при обобщенной оценке занятости своих детей шахматами, выражают такие же мысли...

Но вернемся к вопросу о качественности населения города Видное как людей, понимающих смысл и значение шахматизации.

Они рассматривают ее как семейную ценность, серьезный аспект содержания общения между поколениями, черту стиля жизни семьи. Имеет значение в оценке шахматных занятий ребенка и сложившаяся установка семьи получать аргументируемую информацию об изменениях в личности ребенка, его достижениях и проблемах, выходящих за «шахматный горизонт», но проявляющихся именно в «шахматной» атмосфере.

Дополнение к суждению о качественности населения как безусловном союзнике реализации идеи шахматизации условий детства юных видновчан: население, понятно, состоит не только из родителей детей, занимающихся шахматами, Но эта отдельная категория граждан города Видное во многом репрезентативна для формулирования оценки всего населения как сторонника шахматизации. К уже приведенным показателям такой репрезентативности сообщаем: из-за особых условий (запредельная отдаленность места жительства педагога от места работы, еще та «комфортность» транспортных средств)существует возможность проводить занятия только два раза в неделю. Прибавим к этому реализм, касающийся детей: они ходят в школу (интенсивность трат их времени на нее возрастает, что , в частности, характеризует модернизацию данного учебного заведения), соответственно утомляются; плюс необходимость «делать уроки»; довольно часто дети болею: т.е. и посещаемость этих двухразовых занятий тоже не идеальна.

Как же в таких обстоятельствах компенсируется ребенку его недостаточное соприкосновение с шахматами? Такое средство практикуется, затрагивает оно не всех, но многих детей, выступает «особой технологией» шахматизации населения» (слова громкие, но верно отражают реальные действия детей, проинструктированных педагогом). Действия- это выполнение инструкций по обучению кого-нибудь в семье, чтобы иметь партнера.

Существует еще один вариант обеспечения ребенку ситуации шахматного партнерства.

Это – переориентирование уже умеющих играть взрослых на грамотное, тактическое поведение в выполнении своих ходов, имея в виду роль «флангов», «центра доски». Чаще всего приходится переучивать дедушек, хотя они могут быть авторитетами в шахматном деле среди своих сверстников…

Сюжеты о шахматах в семье- самая основная часть работы педагога с родителями. Почему семья идет охотно на такой специфический контакт? Потому , что люди взрослые знают своего рода тайну о главной сути пользы шахмат. Она состоит в следующем:

Шахматы - единственный предмет обучения, в котором получаемую информацию ребенок реализует посредством собственной деятельности. Возможно, только обучение речи в этом отношении сходно с шахматным наставничеством. А история, литература и все-все-все другое в содержании образования – это, в основном, сведения о том, что и как делали другие ( в прошлом и сейчас), а не он, ученик. Его роль- освоение (через понимающее запоминание) ему сообщаемого, т.е. «знания».

Что же он, ребенок, делает в шахматном поле жизни?

Объем и функционал его деловой активности универсальны: он знакомится с фигурами, как средствами достижения цели; в процессе движения к этой цели ( мат поставить партнеру) играющий принимает решения разноуровневой сложности в зависимости от предпочтения, какой фигурой (пешкой) пойти, учета возможной реакции партнера на ход, понимания опасных свойств партнера , в частности, имеющегося и у него стремления выиграть.

Отсюда - избегание ошибок своих и внимательность к ошибкам другого.

Обобщим: мыслительные и двигательные операции с фигурами формируют культуру отношения ко всем вообще средствам достижения цели. Регулярное пребывание в ситуации анализа достоинств и недостатков тех или иных возможностей, возникающих посредством движения фигурами обоих играющих, формирует опыт принятия решения. Развивается и способность переносить его – эту специфическую модель универсальной технологии, основанный на привычке все осмысливать, сравнивая с высокими образцами выполнения дела, на другие жизненные ситуации.

Как правило, такая интеллектуально- деятельностная технологичность человека содействует его бытию ( в работе, в общении, в других составляющих жизни) в статусе «человека надежного».

Что касается «высоких образцов выполнения дела», то их источник для шахматиста_ игра шахматных гениев. Она представлена в шахматной литературе, примеры из которой- материал содержания программы обучения детей. Они обучены шахматной нотацией, т.е. грамоте читать самим шахматную литературу.

Предъявленное выше многообразие форм введения детей в мир шахмат, осуществляемое в кружке-клубе «Фианкетто» Центра детского творчества «Импульс», сопровождается событиями, характерными для учреждений дополнительного образования, имеющих детские шахматные объединения. События редкие, ибо отсутствует инфраструктура их поддержки, но в них проявился уровень подготовленности видновчан. Наши дети проходили через турнирные ситуации городского и областного масштабов.

на Зональном турнире спартакиады школьников МО по шахматам
г. Жуковский, 2010 г.

Они участвовали в нескольких соревнованиях, устраиваемых районными и московскими спортивными инстанциями в целях вовлечь юных шахматистов в борьбу за накопление рейтингового коэффициента как показателя шахматной компетенции (оплата участия и доставка детей на соревнование - забота родителей).

Некоторые ребята получили первый разряд, блестяще сыграв в открытых чемпионатах.

Уже давно обучившиеся в «Фианкетто» ребята приходят в Импульс поиграть с другими «ветеранами», послушать разбор партий, принять участие в разрядном турнире на получение квалификации сейчас, так как в прошлом не получалось…

Пожалуйста, уважаемый читатель. Прочитав вышеизложенное, не спешите делать вывод: «слишком много подробностей, неужели нельзя покороче все это выразить?!»

Объясняемся.

В мире были и есть множества работ, трудов, деятельностей, которые при восприятии их со стороны оценивались (да и сегодня это происходит) как усложненные излишеством , «мелочевкой». «Проще надо, проще- быстрей».

Это - девиз не только «наблюдателя», но и всепроникающего явления - халтуры.

Запомним мысль гения Микельанджело Буанаротти: «Не пренебрегайте мелочами, ибо от них зависит совершенство, а совершенство- это не мелочь».

Смысл этих слов имеет технологическое, кроме многого другого, значение в каждом деле человека, человеческих сообществ, в том числе- семейных, профессиональных и других…

Только что пренебрегла приемная комиссия «Роскосмоса» одной своей обязанностью из громадного их комплекса… И что произошло на Байконуре?!

Число примеров осознаваемого и (или) неосознаваемого пренебрежения очень многих к очень многому, вероятно бесконечно.

Прибавим к этому еще и не очень достойные с детства условия развития людей. И получим объяснения. Откуда наши беды, всяческие неполадки и другие негативы бытия.

Мы, авторы, постарались показать Вам, читатель, информацию о состоянии шахматизации в городе, шахматизации как комплексе действий по введению в мир шахмат детей. Существуют и другие форматы шахматизации: государственная и региональная политика в сфере образования и спорта, циклы административных решений и действий специалистов по их реализации, целенаправленная мобилизация ресурсов своего финансово-экономического статуса региональными и муниципальными элитами...

В нашем городе уже сесть проект , как конструктивно отриагировать на запрос, социальный по своей природе, о шахматизации условий развития ребенка, содействия взрослым быть партнерами ему в игре. Понятно, что речь должна идти об основании городского шахматного клуба…

В завершение даем слово самому ребенку. Его привела в поэтический вид поэтесса Светлана Кременецкая, и озвучила перед участниками международной конференции «Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации». Элиста -2010.

Один из авторов данной статьи был на этой конференции и записал выступление поэтессы-шахматистки.

Пораженье - мать ученья.

Вы учитесь играть - вам можно позавидовать!
А я учусь, пока учусь проигрывать…
Проиграв вчера Ивану, Люське, Димычу, Толяну,
Проиграл Никите, папе, дяденьке в очках и шляпе.
Выиграл же я у кошки и у братика… немножко.
Вы не думайте, что просто проиграть, не вешав носа,
Поражение терпеть и не злиться, не скрипеть,
И не плакать , не грустить, а с достоинством ходить.
Поражение принять и ошибки все понять!
Я - упорный! Я учусь! Пораженья не боюсь!
Хватит воли и терпенья, выучу дебют, гамбит.

«Пораженье-мать ученья»,
Так мне папа говорит.

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.