ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

План проведения мастер-класса по игровым технологиям
«Радуга игры»

автор: Калинова Светлана Александровна
педагог-организатор,
руководитель театральной студии «Каникулы»
МБОУ ДОД ЦДТ «ИМПУЛЬС»
2011 г.

«Игра – это важнейший вид самодеятельной деятельности детей, способствующий их физическому,
психологическому и нравственному развитию».

Мастер-класс проводят: учащиеся театральной студии «Каникулы» Богатырёва Анна и Можайская Наталья,
педагог Калинова С.А.
Дата: 19.05.2011 г.
День славянской письменности и культуры.
Место проведения: г. Видное, к/т «Искра»
Тема: Технология проведения массовых игр «Радуга игры».

Цели:

  1. Развитие артистической смелости, внимания воображения и фантазии.
  2. Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемыми предметами.
  3. Раскрытие творческого потенциала каждого участника.

Задачи:

  1. Получить огромный запас положительных эмоций.
  2. Обучить участников игровой программы навыкам коллективной работы.
  3. Способствовать развитию моторики и координации движений у участников мастер-класса.
  4. Обучить выполнять групповые задания: повторение слов и движений.
  5. Разучить групповые танцы.
  6. Приобрести игровые навыки.
  7. Овладеть приёмами техники речи, при проведении массовых, уличных игр.

Мастер-класс по игровым технологиям «Радуга игры» - это костюмированная игровая программа для детей смешанного возраста, с применением жанра театрализации на свежем воздухе. В этой программе дети, являются не зрителями, а самыми активными участниками всех игровых моментов. В игровой программе принимают участие все желающие, пришедшие на мероприятие, посвящённое празднованию
«Дня славянской письменности и культуры».
Время работы мастер-класса – 25 мин.

Мастер-класс разработан по 4 разделу «Игра. Игровые технологии»
программы театральной студии «Каникулы» 1-го года обучения.

В программе мастер-класса:

  • Игры-кричалки.
  • Подвижные игры.
  • Музыкальные игры.
  • Танцы.

Краткий сценарный ход:

  1. Этап - Подготовка:
    • Шумное появление скоморохов и их помощников, сказочных героев.
    • Ведущие-скоморохи в игровой форме зазывают матушку Игру.
    • Хозяйка Игра объявляет об открытии праздника игры «игрового вече» и назначает
    • скоморохов главными ведущими этого праздника.
  2. Этап - Погружение:
    • Скоморохи дают определение слову «игровое вече».
    • Знакомятся со зрителями и представляют своих помощников – сказочных героев, которые на протяжении всего действа будут помогать, и принимать самое активное участие в играх.
    • С помощью игры-кричалки «Ёжики» определяют, кого больше собралось на празднике – мальчиков или девочек.
  3. Этап - Основной «игровые действия»:
    • Ведущие вместе с детьми отправляются на воображаемую ярмарку и проводят подвижную игру «Прогулка».
    • Оказавшись на ярмарке, скоморохи предлагают детям приобрести подарки для бабушки и проводят игру с воображаемыми предметами «Подарки для бабушки».
    • В заключение этого этапа герои разучивают с участниками групповой танец «Две сестрицы, две руки…» и знакомят с игровым приёмом «скандирование» - групповое произношения троекратного «УРА».
  4. Этап – Финальный:
    • И вот наступает кульминационный момент. Вновь звучит голос матушки Игры. Она очень довольна работой Скоморохов и их помощников. Очень рада, что дети с таким хорошим настроением, желанием и интересом включились в игровой процесс.
    • Скоморохи благодарят матушку Игру за тёплые слова и предлагают детям взяться за руки и произнести ключевую фразу праздника Игры.
    • И в заключении праздника все участники исполняют финальный танец «Шире круг» и говорят друг другу до свиданья.

Сценарий мастер-класса

Звучит озорная народная музыка. На сценической площадке появляются скоморохи. музыка
Вместе:Здравствуйте, друзья!
Ярёма:Кричит. Эй! Матушка- госпожа Игра, принимай гостей! Мы – скоморохи Фома да Ярёма - к тебе явились! Скоморохи прислушиваются.
Фома:И ни капельки не запылились!.. Усиленно прислушиваются.
Ярёма:И не одни пришли, а…
Фома:Подхватывает. А-а… жест на зрителей … друзей привели! Встречайте! На сценическую площадку выходят сказочные герои.
Ярёма:И детей привели! И девчонок, и мальчишек – всех понемногу! Они давно хотели у тебя в гостях побывать!
Фома:В игры поиграть! Людей посмотреть и себя показать!
Ярёма:Они образцово-показательные! И оч-ченно обязательные!
Фома:Для многих из них, ты – и душа и отрада! Отзовись, матушка Игра, если ты нам рада!
Звучат волшебные позывные.
Вместе:Радостно. Ура! Услышала нас госпожа Игра!
Голос:Звучит голос госпожи Игры. Добрый день, мои друзья! Добрый день скоморохи Фома да Ярёма! Я рада вас видеть в моём царстве – на Дворе игр! Хорошо, что вы не одни пришли, а детей и друзей с собой привели! В честь праздника «Дня славянской письменности и культуры» объявляю «Игровое вече». А вас назначаю главными церемониймейстерами! Распорядителями! Приступайте!
Ярёма:Задумчивоё. «Игровое вече»? Что это?
Фома:Радостно. «Вече» - от слова «вечность»! А где игра там «бесконечность»! Прекращаем дуться, сердиться и злиться!..
Ярёма:Давайте играть и веселиться!.. Мы весёлые скоморохи Фома да Ярёма! А это наши друзья! Перечисляют всех персонажей. Они будут с нами отдыхать и конечно помогать! Вы готовы? Ответ детей. Тогда по местам!(герои уходят работать к зрителям) Обращается к Фоме. С чего начнём?
Фома:С простой игры «Ёжики» и узнаем кого больше на нашем празднике мальчишек или девчонок!
Ярёма:А давай! Эй, мальчишки!
Фома:Эй, девчонки, а также их родители, учителя и простые зрители!
Ярёма:Повторяйте за нами все слова и движения, а когда я скажу: «девочки кричат!» - девчонки крикнут громко-громко мальчишкам своё «девочки»!
Фома:А когда я скажу «мальчики» то мы ответим на ваше визгливое «девочки» нашим, мужским, мальчишечьим «мальчики»! Ну что попробуем? Ответ детей.
Подняли ваши ручки, вот так! Показывает. А вот теперь и посмотрим – кого больше! Поехали!

1. Игра-кричалка «Ёжики»

Вместе:Раз цветочек, два цветочек – поднимаем правую руку вверх, раскрываем пальцы, затем левую и раскрываем пальцы.
Ёжики, ёжики! – два раза закрываем и раскрываем пальцы.
Наточили, наточили – объем кулак об кулак.
Ножики, ножики! – руки вытянуты вперёд, делаем 4 раза горизонтальные перекрестные движения.
Прибежали, прибежали – бег на месте.
Зайчики, зайчики - приставляем руки к голове и поворачиваем кисти вперёд, назад.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе мальчики кричат! Мальчики кричат «мальчики»!
А теперь девочки! Девочки кричат «девочки»!
Молодцы! А теперь будьте очень внимательны!
Скоморохи повторяют несколько раз слова и движения,
при этом меняя очерёдность мальчиков и девочек.
Фома:Вот молодцы, какие! Госпожу Игру и порадовали и потешили! Аплодисменты всем!
Ярёма:Фома, а теперь я предлагаю всем вместе отправиться на ярмарку.
Фома:А идти туда далеко?
Ярёма:Если пешком-то до утра не успеем, а вот бегом…
Фома: Ну, что, мальчишки и девчонки, побежим вместе на ярмарку? Ответ. Ярёма, показывай путь-дорогу!
Ярёма:Хорошо, только бежим с места не сходя. Бежим воображательно и внимательно. Приготовили руки. Повторяйте за нами движения и звуки. Вы готовы? Ответ. Тогда в путь! Звучит музыка.

2. Игра «Прогулка»

Побежали по болоту: «Шлёп-шлёп-шлёп»! Сцепляем пальчики и шлёпаем ладошками. Молодцы!
музыка
Фома:А теперь по песку: «Вжиг-вжиг-вжиг»! Двигаем ладошку об ладошку вертикально. Вот так!
Ярёма:И по траве: «Оп-оп-оп»! Шлёпаем ладошками по поверху кистей рук. Здорово!
Фома:Внимание! Перескакиваем через дерево: «Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок»! Высоко прыгаем вперёд, а затем назад. Отлично!
Ярёма:Вытираем пот: «Ух»! Вытираем пот. Хорошо! А теперь бежим, но быстрее! Ребята повторяем все те же движения и звуки, но с ускорением. Побежали!
Вместе:По болту: «Шлёп-шлёп-шлёп»!
По песку: «Вжиг-вжиг-вжиг»!
По траве: «Оп-оп-оп»!
Перескакиваем через дерево: «Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок»!
Вытираем пот: «Эх»!
Фома:И снова бежим и ещё быстрее:
Вместе:По болту: «Шлёп-шлёп-шлёп»!
По песку: «Вжиг-вжиг-вжиг»!
По траве: «Оп-оп-оп»!
Перескакиваем через дерево: «Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок»!
Вытираем пот: «Ах»!
Прибежали! Молодцы! Аплодисменты всем!
Ярёма:Посмотрите все вокруг! Вот она – широкая ярмарка! Дети смотрят по сторонам.
Фома:А нам сюда зачем?
Ярёма:Как зачем! За подарками! Сейчас мы с вами будем играть, и подарки для бабушек покупать. Вы готовы! Ответ.
Фома:Ярёма, а подарки тоже будут воображательные?
Ярёма:Конечно! На нашем игровом празднике всё воображательное! Поэтому будьте очень внимательны и повторяйте за нами все слова и движения! Три-четыре!
Звучит музыка. Скоморохи проводят игру.

3. «Подарки для бабушки»

музыка
Вместе:
  1. Купим мы бабушка тебе курочку! Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах. Хлопаем ладошками по ногам.
  2. Купим мы бабушка тебе уточку! Уточка та-та-та. Выполняем правой рукой плавающее движение вперёд.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах.
  3. Купим мы бабушка тебе индюшонка! Индюшонок шалды-балды. Руки сжимаем в локтях и делаем круговые движения.
    Уточка та-та-та.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах.
  4. Купим мы бабушка тебе поросёнка! Поросёнок хрюки-хрюки. Сжимаем пальчики в кулачки, подносим их к носу и делаем движения кистями вверх и вниз.
    Индюшонок шалды-балды.
    Уточка та-та-та.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах.
  5. Купим мы бабушка тебе коровёнку! Коровёнка муки-муки. Приставляем две руки к голове, пальчики сжимаем в кулачки. А указательный пальчик поднимаем в верх.
    Поросёнок хрюки-хрюки.
    Индюшонок шалды-балды.
    Уточка та-та-та.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах.
  6. Купим мы бабушка тебе собачонку! Собачонка гау-гау! Руки поднимаем над головой, и по-очереди сгибаем кисти рук вперёд, назад.
    Коровёнка муки-муки.
    Поросёнок хрюки-хрюки.
    Индюшонок шалды-балды.
    Уточка та-та-та.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах.
  7. Купим мы бабушка тебе кисоньку! Кисонька мяу-мяу. Руки сгибаем в локтях и кистями рук делаем плавные движения вперёд, назад.
    Собачонка гау-гау!
    Коровёнка муки-муки.
    Поросёнок хрюки-хрюки.
    Индюшонок шалды-балды.
    Уточка та-та-та.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах.
  8. Купим мы бабушка тебе телевизор! Телевизор время-факты. Перед собой руками рисуем квадрат. Прикладываем указательный пальчик правой руки на кисть левой, т.е обозначаем то место, где носят часы.
    Дикторша ля-ля-ля-ля! Сжимает пальчики вместе и приставляем их к большому пальчику.
    Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах! Всё!
    Руки подняты вверх.
Фома:Ух, на славу поиграли. Аплодисменты!
Ярёма:Даже как-то радостно на душе стало.
Фома:А какая радость- без пляски или танца. Эх, как душе сплясать хочется!
Ярёма:А раз душе хочется, значит пляши! Танцуют все! Разучиваем весёлый танец-шманец под названьем «Две подружки». Маэстро, музыку!

4. Танец-игра «Две сестрицы»

музыка
  1. Куплет: Две сестрицы две руки - ноги на ширине плеч, кладём руки на пояс, делаем повороты с остановкой вправо, затем влево.
    Левая и правая – правую руку вперёд, на исходную, затем левую и на исходную.
    Рвут с грядки сорняки – наклоняем корпус вперёд, вытягиваем руки, кисти сжимаем в кулаки и выполняем хватательные движения руками с право на лево и обратно.
    Левая и правая.
  2. Куплет: Две подружки две сестры, левая и правая – повторение движений первой части 1 куплета.
    Воду моря и реки загребают, плавая – имитируем плавание.
  3. Куплет: Две подружки две сестры, левая и правая – повторение движений первой части 1 куплета.
    Встряхивают капельки – руки сгибаем в локтях, кисти расслабленны, поворачиваем корпус (в характере музыки) вправо, затем влево и при этом встряхиваем кисти рук.
    Левая и правая.
  4. Куплет: Две подружки две сестры, левая и правая – повторение движений первой части 1 куплета.
    Хлопают в ладоши, левая и правая – хлопки.
Проигрыш: Шагаем на месте!
Вместе:Молодцы, друзья! А теперь крикнем, дружно троекратное «Ура»! Три, четыре! Зрители скандируют вместе со скоморохами.
Звучат волшебные позывные.
Фома:Слышите, ребята, кажется это госпожа Игра!
Голос:Молодцы, Фома и Ерёма! Отлично справились с моим поручение. А вам дети большое спасибо за старание, да любовь к играм. Вы и пели, и играли и задорно танцевали. Радости вам, ребята! Здоровья, улыбок и веселья!
Ярёма:Спасибо тебе, за добрые слова госпожа-матушка Игра!
Фома:Внимание друзья! Вот и пришёл торжественный момент нашего праздника.
Ярёма:Когда мы можем вместе взяться за руки и произнести заветные слова, которые будут служить нам пропуском в заветную страну игр.
Фома:Где всегда царит фантазия, радость и веселье. А слова эти понятны всем детям на земле: «Радуга-дуга – да здравствует игра!»
Ярёма:А сейчас давайте возьмёмся все за руки и произнесём заветные слова. Три, четыре! Дети берутся за руки и скандируют вместе со скоморохами. Звучит весёлая музыка.музыка
Фома:И в заключение нашего праздника игры, давайте все вместе, исполним весёлый танец «Шире круг». Ну что, вы готовы? Ответ детей? Тогда поехали!
Этот танец исполняется в кругу, дети держаться за руки.
1 строчка куплета – поднимаем руки вверх;
2 строчка - корпус наклоняем вперёд, а руки отводит назад;
3 строчка – идём вкруг и поднимаем руки вверх;
4 строчка – опускаем руки вниз и возвращаемся в исходную позицию.
Проигрыш – взявшись за руки, подскоками бежим по кругу.
Ярёма: Вы большие молодцы! Здорово танцуете!
Фома:Ну а нам, друзья, пора!
Вместе:До свиданья, детвора! Звучит весёлая музыка. Скоморохи и сказочные герои уходят.

Игра – это вечный спутник детства. И пусть каждый человек навсегда останется ребёнком, сохранив тепло игры в своей душе…

Литература, используемая при подготовке мастер-класса:

  1. Фоминцев А. «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы». Красноярск 2000 г.
  2. Игры: Энциклопедия: Игры народов мира, игры на воздухе, игры с предметами, игры для эрудитов. Москва. РОСМЭД, 2001 г.
  3. Александровская М.В. Тренинг актёрской психотехники. Екатеринбург 1992 г.
  4. Панфилов В. Галактика по имени праздник: Сценарно-режиссёрская мастерская – М.: МЦ «Галактика», 2010. – 200с. – Вып.3
На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.