ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

23.03.2016

О ЦЕНТРЕ

ГАЛЕРЕЯ

ДОКУМЕНТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ

КОНТАКТЫ

АДМИНИСТРАЦИЯ
ЦЕНТРА

АРХИВ
НОВОСТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
ПЕДАГОГОВ

АТТЕСТАЦИЯ
ПЕДАГОГОВ

НА ГЛАВНУЮ

23 марта в ЦДТ "Импульс" продолжил свою работу семинар для педагогических работников

«Православная основа культуры России».

Состоялось девятое занятие семинара:

«Русская литература 19 века как примирение Востока и Запада, как преодоление средневекового раскола в христианском мире».

Программа занятия

Время проведения: 09.30 - 11.00

Место проведения: г. Видное, ул. Лемешко-19, МАУ ДО ЦДТ "Импульс"

Участники: педагогические работники МАУ ДО ЦДТ "Импульс"

Руководитель семинара - педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ "Импульс" - Лихварь Владимир Владимирович.

Это интересно. Книжная полка девятого занятия:

Ветхий завет, книга Бытия, 3, 7 глава. Протоиерей Алексей Усминский «Божественная литургия», протоиерей Александр Шмеман «Литургия смерти и современная культура».

Е.Евтушенко «Как-то стыдно изящной словесности», В.Жуковский «Молитва русского народа», «Певец во стане русских воинов», «Одиссея».

И.Крылов «Пруд и река», «Зеркало и обезьяна», «Конь и всадник», «Безбожники», «Сочинитель и разбойник», «Водопад и ручей», «Орел и пчела».

Т.Толстая «Сюжет», В.Высоцкий «Тот, который не стрелял…», Б.Шергин «Пинежский Пушкин».

А.Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник», «Анжело», «Странник», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Песни западных славян», «Пророк», «Стансы», «Отцы-пустынники», «Странник», «Элегия», «Памятник», «Родрик».

Поэтическая переписка А.Пушкина и митрополита Филарета Московского.

Н.Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Миргород», «Старосветские помещики», «Невский проспект», «Ревизор».

И.Тургенев «Записки охотника», «Стихотворения в прозе».

Ф.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Пушкинская речь».

Л.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки», «Севастопольские рассказы», «Фальшивый купон», «Смерть Ивана Ильича».

М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Дума», «Три пальмы».

Алексей Хомяков «О старом и новом», «Записки по всемирной истории, «Опыт катехизического изложения учения о церкви».

Протоирей А.Шмеман «Исторический путь Православия», Ю.Авдеенко «Толкования на книгу Бытия».

Педагог дополнительного образования Солнцева Светлана Васильевна рассказала о творчестве автора-исполнителя Светланы Копыловой и представила несколько ее песен-притч.
Фомичев Сергей Сергеевич представил две песни Е.Фроловой на стихи В.Блаженного.

Обобщающие тезисы девятого занятия семинара:

  • 1. Значение 19 века для русской культуры

19 век стал золотым сечением отечественной культуры, мерой ее духовной высоты и эстетической формы. В 19 веке сформирована та высота русской культуры, которую можно назвать идеалом. Все, что культурно развивается и растет, в той или иной мере, в качестве образца видит перед собой культурные достижения 19 века.

  • 2. Золотые имена отечественной культуры 19 века:
  • В.Жуковский:

- В 1816 году Жуковский стал автором первого официального гимна России «Молитва русского народа». Через 20 лет, в 1836 году Жуковский создаст окончательный вариант гимна «Боже царя храни». В 1816 году Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны. Oсенью 1826 года был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. Жуковский в русской поэзии основоположник традиций художественного перевода. Переводы Шиллера, «Одиссеи» Гомера. Этот труд - указание на возможность и способ христианского осмысления античного языческого наследия. Духовное и культурное завещание Жуковского и современникам, и потомкам выражено и в таком его завете: «Все, что тебя от Бога и Бога от тебя отлучает, и что всегда препятствует Ему совершить в тебе дело Свое, заключается единственно в том, что ты что-нибудь значишь и Богу делами своими угодить желаешь. Бог же твоих дел не хочет; Он хочет Своего дела».

  • А.Пушкин.

- А. Пушкин - опорный камень в основании здания отечественной культуры. Александр Сергеевич подарил отечественной культуре язык, на котором она изъясняется уже почти два столетия. Он сумел, сохранив нравственную высоту, духовность и торжественность церковно-славянской речи, дать языку легкость, пластичность, живость, жизненность.

Валентин Непомнящий, один из лучших отечественных пушкиноведов, говоря о религиозности Пушкина, отметил, что «когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю — нет, он им не был. Православный поэт — Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин — поэт православного народа. Он выражает в своих стихах душу православного народа, но не декларирует и не призывает…»

  • Н.Гоголь:

Это писатель, внешне и внутренне соединивший в своем опыте светское и духовное начало культуры. Прошедший творческий путь от «Вечеров на хуторе…» к «Выбранным местам из переписки с друзьями» «Размышлению о Божественной литургии». И в светских произведениях Гоголя видна духовная основа. «Мертвые души» с их лирическими отступлениями и повестью о капитане Копейкине, повести «Тарас Бульба», «Миргород», «Старосветские помещики», цикл «Невский проспект», комедия «Ревизор» - эти и другие произведения ценны, прежде всего, своей нравственной основой.

  • И.Тургенев:

«Записки охотника» и «Стихотворения в прозе», одно из первых и одно из последних произведений писателя. Они как бы обрамляют все творчество Тургенева, являя его духовную основу.

  • Н. Лесков:

Бытописатель и духовидец русского космоса… «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Однодум», «Кадетский монастырь», «Побег на край света», «Мелочи архиерейской жизни» - эти и многие другие произведения великого русского писателя открывают богатый духовный мир русской жизни, русского человека.Лесков открыл в русской литературе художественные образы священников и архиереев.

  • Ф.Достоевский:

- Апологет православной русскости, видевший смысл существования русской нации в православии. Его знаменитое пятикнижье («Преступление и накаание», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») - духовные учебники, написанные в художественно-беллетристической форме.

Несколько цитат из Достоевского:

…Итак, о сущности русского либерализма. Во-первых, что же и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать.

Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова „любовь к отечеству“ стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное.

Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось, а стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это всё объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, — тем, что русский либерал есть покамест еще не русский либерал; больше ничем, по-моему».

«Красота и молитва… - высший синтез жизни».

«Нынче безлесят Россию, истощают в ней почву, обращают в степь и приготовляют ее для калмыков. Явись человек с надеждой и посади дерево - все засмеются: «Разве ты до него доживешь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало…»

«Женевские идеи - это добродетель без Христа, теперешние идеи или, лучше сказать, идея всей теперешней цивилизации».

«Если бы математически доказали мне, что истина вне Христа, то я бы согласился лучше остаться со Христом, нежели с истиной».

  • Л. Толстой:

- Писатель, явивший полноту эстетического и этического богатства русского слова. «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки», «Севастопольские рассказы», «Фальшивый купон», «Смерть Ивана Ильича» и многие другие произведения Льва Толстого - образец нравственной высоты и художественного совершенства. Творчество Л.Толстого (особенно до первой половины 80-х годов 19 века) являет православные идеалы русского народа в безупречной художественной форме.

  • А. Чехов:

В его произведениях («Дуэль», «Моя жизнь», «Спать хочется», «Тоска», «Степь» и др.) скрытое духовное средоточие золотого корпуса отечественной классики.

М.Лермонтов, Н.Некрасов, В.Ершов, П.Вяземский, М.Салтыков-Щедрин, Н.Помяловский, С.Аксаков - эти авторы также внесли огромный вклад в духовную сокровищницу отечественной культуры.

Как и славянофилы А.Хомяков, И.Киреевский, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Самарин, Ф.Чижов.

  • 3. Духовные центры и духовные лики русской жизни и культуры 19 века:
  • Оптина пустынь

«Саров и Оптина - вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия» (Г.Федотов).

«Оптина есть завязь новой культуры. Бло бы с нашей стороны великим преступлением не перед группой монахов, а перед культурой будущего не употребить всех возможных усилий для охранения Оптиной…» (П.Флоренский)

  • Святитель Феофан Затворник:

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» - одна из лучших русских святоотеческих книг, «Путь ко спасению» - книга лекций о православном образовании и воспитании.

  • Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Судьбы Божии», «Слово о смерти», «Чаша Христова».

  • Митрополиты Филарет Московский и Филарет Киевский
  • Преподобный Иоанн Крондштатский

«Моя жизнь во Христе».

  • 4. Примирение востока и запада в русской литературе 19 века.

протоирей Александр Шмеман «Исторический путь православия».

«Когда мы думаем о русской культуре, о великой русской литературе прежде всего, мы не можем не признать, что петровское обращение к Западу было не только неизбежным, но и необходимым. Только в этой свободной встрече с миром, Россия стала сама собой, выросла во весь рост, нашла свое призвание, и призвание это - преодолеть тот страшный разрыв между «Востоком и Западом», начавшийся в эпоху Средневековья, который составляет главный грех Христианского мира. В России много спорили о Востоке и Западе. Но на деле, сама собой, Россия являла ту, давно выпавшую из европейского сознания - истину, что само это противоположение ложное, больше того, греховное - ибо есть ложь на изначальное единство христианского мира, духовная история которого восходит к чуду Пятидесятницы. Все лучшее, что создала Россия, было результатом внутреннего примирения «восточного» и «западного», то есть всего истинного и неумирающего, что вырастало в ней из византийских семян, но что прорасти могло, только включившись снова в общую историю христианского человечества….

Русская литература родилась от «западной прививки», началась с «подражания» западной. Но великой мировой литературой - и больше, чем только литературой для современного христианского сознания - она стала, лишь перестав быть «западной» или «восточной». И тем яснее открывался ее христианский корень, чем она больше становилась просто русской; здесь какими-то таинственными, не до конца изученными еще путями изначальное христианское православное вдохновение России оказывалось душой, совестью, глубиной - этой дворянской западнической культуры. Более того, то, что одно «восточное» Православие открыло, почувствовало, узрело в мире, в человеке, в жизни, стало и источником новых глубин, новых откровений в русской литературе. Тот человек, о котором говорит эта литература, и к которому обращена, есть человек христианский не в смысле его нравственного совершенства, а в смысле той глубины, того освещения, в которых она его «чувствует» и «описывает».

В контексте этого высказывания можно понять, почему Г.П.Федотов называл «Капитанскую дочку» самым христианским из всех литературных произведений. В контексте этого высказывания дерзну и я назвать «Преступление и наказание» романом о любви, прежде всего. О той любви, которая побеждает смерть, о любви христианской.

И здесь важно акцентировать внимание, еще раз отметить то, что русская мысль, русская культура, во многом рождаясь из западных влияний, становилась чем-то более объемным, чем просто подражание, наполняла западные культурные, философские схемы, идеи, формы новым содержанием, новой силой.

  • 5. Достойны ли мы своей культуры в ее лучших духовных образцах и высотах?

Давайте обратимся к одному ключевому событию библейской и мировой истории - всемирному потопу. Так вот, ковчег, сделанный Ноем, был, помимо всего прочего, великим произведением культуры, исполненным великой красоты, цельности и смысла. Вспомним, ковчег строился около ста лет. Помните, мы говорили, сколько лет писал ИвАнов картину «Явление Христа народу», сколько лет ушло у Маркеса на первое предложение книги «Осень патриарха». А как долго расписывал Микеланджело Сикстинскую капеллу….Но отмечаем мы не только основательность, свойственную настоящему творению культуры. Как пишет Юрий Авдеенко в «Толковании на книгу Бытия» - «чтобы сделать такую вещь как Ковчег, нужно было потрудиться не только руками и плотницкими орудиями, но и всей душой. То есть все струны души строителя Ковчега должны были прозвучать. «Сыне, дай мне твоё сердце», говорит Господь. И Ной это совершил».

Вспоминаем о двух базовых критериях культуры - труд для пользы и красоты и религиозное наполнение.

Но движемся дальше. Попробуем уяснить еще один момент, обращаясь к истории Ноева ковчега. Обращаемся опять к книге Авдеенко: «Перед Великим Потопом Ной строил Ковчег, и люди не познали сего художества. Это было удостоверением погиблости человечества. Явление Ковчега на суше было последним испытанием для человека. Это было испытание красотой. И перед Вторым Пришествием будут стоять храмы на Земле, и их не будут видеть. О Ковчеге возникает вопрос: что красивого в огромном сундуке, покрытым асфальтом с открытой дверью? На этот вопрос мне ответил один художник. Целое убеждает. Это было величественное зрелище. Ковчег состоялся как образ. Любой человек, особенно верующий, проходит испытание злом и испытание красотой. Ной не искусился злом и построил красоту. А остальной мир был увлечён злом и не увидел красоты. Красотой был осуждён допотопный мир».

Итак, мир не обратил внимания на красоту, в которой был высший божественный смысл. Миру эта красота оказалась ни к чему.

И вот мы подходим к одной из главных мыслей сегодняшнего занятия. Русская культура19 века - это, в каком-то смысле, тоже ковчег спасения. Ковчег красоты, смысла, любви, правы и веры. В большинстве своем люди 19 и 20 века прошли мимо самых высоких и глубоких, самых красивых смыслов и образов отечественной культуры. И у нас сейчас, как у людей допотопного человечества, есть выбор: увидеть, познать красоту своей культуры, высшей культуры, основанной на вере и любви, откликнуться этой культуре, двинуться ей навстречу или отмахнуться от нее. Ведь это же нужно делать усилие души, духа да и плоти - тоже. Читать великие книги, всматриваться великие картины, вслушиваться в великую музыку. На это требуется отдать время и силы.

Готовы ли мы к этому? Или мы отмахнемся от Пушкина, Достоевского, Скрябина, Рахманинова, Нестерова с их «устаревшими, скучными, нудными истинами», как отмахнулись современники Ноя от «чудака, строившего странный огромный сундук, непрактичный и никому не нужный»? Вопрос остается открытым…

© cdtimpuls.ru 2011 г.