О ЦЕНТРЕ
ГАЛЕРЕЯ
ДОКУМЕНТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ
КОНТАКТЫ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ЦЕНТРА
АРХИВ НОВОСТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
НА ГЛАВНУЮ |
2 марта в ЦДТ "Импульс" продолжил свою работу семинар для педагогических работников
«Православная основа культуры России».
Состоялось седьмое занятие семинара:
«XVIII век. Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культуры. М.Ломоносов и Г.Державин – столпы «Русского Возрождения».
Программа занятия
Время проведения: 09.30 - 11.00
Место проведения: г. Видное, ул. Лемешко-19, МАУ ДО ЦДТ "Импульс"
Участники: педагогические работники МАУ ДО ЦДТ "Импульс"
Руководитель семинара - педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ "Импульс" - Лихварь Владимир Владимирович.
Это интересно. Книжная полка седьмого занятия:
|
 |
|
Н.Гумилев «Андрей Рублев», А.Ахматова «Помолись о нищей, о потерянной…», М.Дунаев «Вера в горниле сомнений», Н.Либан «Становление личности в русской литературе 18 века», В.Брюсов «Хвала человеку», 8 псалом Давида, В.Белинский «Литературные мечтания».
М.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве», «Утреннее размышление о Божием величестве», «На восшествие Елизаветы…», стихотворное переложение псалмов. 1, 14, 26, 34, 70, 103,143, 145 псалмов и поэтическое переложение отдельных мест из книги Иова.
Г. Державин поэма «Водопад», оды «Бог», «Бессмертие души», «Христос», стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На смерть князя Мещерского».
Н.Карамзин журнал «Детское чтение для сердца и разума», «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», «История государства Российскоо».
А.Т. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова», С.Нилус «Великое в малом», Паисий Величковский «Добротолюбие», Тихон Задонский «Сокровище духовное, от мира собираемое», Д.Лихачев «Петровские реформы и развитие русской культуры», С.Аверинцев «Византия и Русь: два типа духовности», И.Ильин «Богомолье», В Шукшин «Крепкий мужик».
«Домострой», «Мудрость Иисуса Сираха», А.Лопатина «Притчи для детей и взрослых», Ю.Миронов «Родословная в православной семье», Н.Гоголь «Размышление о Божественной литургии», «Славянорусский корнеслов: Язык наш - древо жизни на земле…», иеромонах Роман «Русский куколь», схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Алфавит духовно-нравственный».
|
 |
|
Обобщающие тезисы седьмого занятия семинара:
- Матрицы 18 века российской истории.
18 век - век формирования матриц русской жизни, возможно, до скончания времен. Вот некоторые из них.
- Борьба против исконно русских форм жизни (бритье бород, смена одежды, ритма жизни аристократии)
- Культурный раскол общества. Образование двух полярных полюсов: светской и духовной культуры. Следует отметить, что в этом расколе обретаются те, кто в рамках светской культуры воплощает в жизнь идеалы православного христианства.
- Масонство в русской жизни и борьба с ним.
- Преодоление разрыва с Западом и одновременно постоянно увеличивающееся расхождение с ним. Принятие западных ценностей и отвержение западных зараз и наоборот.
- Сознание тождественности понятий «русский» и «православный». Православие - сердцевина русской жизни.
- Идея борьбы веры и неверия.
- Господство идей атеизма.
- Позитив научного знания и разрушительные вирусы рационализма, скепсиса, псевдонаучного всезнайства по отношению к вере, к религии.
- Оформление российской либеральной идеи, в основе которой негативное отношение к России и православию, органическое неприятие России и православия как феноменов государственной, политической, социальной, культурной и духовной жизни.
-Университет, журналистика, театр - триада российской светской культуры.
- Кристаллизация, оформление русского характера, верного России и православию, несмотря ни на что, ни на кого.
- Исторические личности, определившие судьбы русской культуры в 18 веке.
Петр Первый, Екатерина Вторая, Екатерина Дашкова, М.Ломоносов, В.Тредиаковский, Г.Державин , Н. НовикОв, А.Болотов, Ф.Прокопович, А.Радищев, Д.Фонвизин, Н. Карамзин, преподобный Серафим Саровский, святитель Тихон Задонский, преподобный Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербургская.
Мы должны учитывать и понимать важнейший парадокс русской жизни и культуры. Говоря о православных основах отечественной культуры, мы не будем отрицать отказываться от произведений, созданных людьми, декларировавшими неправославные убеждения. Дело в том, что семь с лишних веков древнерусской и средневековой русской истории были настолько определяющими и основополагающими в нашей истории и культуре, что их нравственно-духовные, художественные месседжы часто подспудно, исподволь, но сущностно определяют в России 18-21 веков жизнь и творчество людей, внешне возможно, даже враждебных православию, события, оппозиционные, исторически противопоставленные православию.
- Сотериологическая культура - культура православия.
М.Дунаев «Вера в горниле сомнений»:
«…Русская литература (вслед за древнерусской) задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Своё творчество русские писатели сознавали как служение пророческое (чего католическая и протестантская Европа не знала). Отношение к деятелям литературы как к духовидцам, прорицателям сохранилось в русском сознании до сих пор, хотя и приглушенно».
- Ломоносов и Державин - столпы русского просвещения в 18 веке.
М.Ломоносов сделал научное познание формой религиозного опыта. Он соединяет научные знания с религиозным благоговением перед величием Бога, Творца. Можно сказать, что Ломоносов противостоит концепции европейского просвещения, которому научное знание представлялось самодостаточной силой, возвеличивающей человека и обожествляющей его, так что для идеологов такого просвещения отпадает необходимость в самом Творце. Ломоносов же видел в науке помощницу и союзницу богословия в познании «премудрости и могущества Божия».
М.Дунаев «Вера в горниле сомнений»
«Просвещение как культурологическое направление в истории - это не свойственное прежде русской культуре понимание истины. Это признание за позитивистской наукой способности дать конечное толкование мироздания. Это обожествление и признание всесильности человеческого разума…Программа просветителей - это отвержение Бога Вседержителя, замена теоцентричного типа мировидения на атропоцентричный».
Г.Державин - его значение для отечественной литературы огромно. Он у истоков современного стиля письма. В стихах Державина впервые русский человек смог выразить свои чувства поэтически. Державин открывает литературный язык как поэтический. Державинская ода «Бог» переведена практически на все языки мира.
Долгое время в отечественном литературоведении считали, что русская литература XVIII века была исключительно социальной, гражданской. Но стихи Ломоносова и Державина, основоположников новой русской поэзии, проза Карамзина, стоящего у истоков современной отечественной истории и формировавшего новую литературу, доказывают обратное. Культура России в 18 веке развивается как культура христианская.
- Духовные вершины русской культуры 18 века.
Духовный потенциал России во многом генерируется в людях, воплотивших в своей жизни идеалы христианской святости. Серафим Саровский, Паисий Величковский, Тихон Задонский, Ксения Петербургская - примеры тех, кто составил духовную, нравственную основу русской культуры 18 века и в последующие времена.
- Святая Русь как идеал русской жизни.
И.Ильин: «Русь именуется святой не потому, что в ней нет греха и порока или что в ней все люди - святые. Нет. Но потому что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском ее…»
Итак, Святая Русь есть превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа.
|
 |
|
|