ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

17.02.2016

О ЦЕНТРЕ

ГАЛЕРЕЯ

ДОКУМЕНТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ

КОНТАКТЫ

АДМИНИСТРАЦИЯ
ЦЕНТРА

АРХИВ
НОВОСТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
ПЕДАГОГОВ

АТТЕСТАЦИЯ
ПЕДАГОГОВ

НА ГЛАВНУЮ

17 февраля в ЦДТ "Импульс" продолжил свою работу семинар для педагогических работников

«Православная основа культуры России».

Состоялось пятое занятие семинара:

«Древнерусская литература – сокровищница отечественной культуры».

Программа занятия

Время проведения: 09.30 - 11.00

Место проведения: г. Видное, ул. Лемешко-19, МАУ ДО ЦДТ "Импульс"

Участники: педагогические работники МАУ ДО ЦДТ "Импульс"

Руководитель семинара - педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ "Импульс" - Лихварь Владимир Владимирович.

Интересные моменты семинара

Азбучная молитва

Акростих «Чехов»
Чуждый пафосу и брани чин достойного житья.
Европейская чеканка азиатского литья.
Холод слова, скальпель слога беспощадной чистоты.
Обжиг горьким добрым смехом глины хрупкой доброты.
Высшей правды в нижнем мире совершенные черты.

автор: В.В. Лихварь

Обобщающие тезисы пятого занятия семинара:

  • Ясная тайна кириллицы

Азбука, созданная Константином, не просто алфавит, а, как утверждают ученые, единая философская система мироздания, мироустройства, в основе которой лежит христианское православное учение.

Не в изобретении небывалых дотоле знаков письменности видел свою задачу славянский первоучитель, а в том, чтобы даже буквы его азбуки являли собой свод «азбучных истин» христианства. Как сказано в житии святого Кирилла: «устроив письмена, и беседу составль евангельску» - то есть составил стихотворное изложение основных событий Нового Завета - азбучное акростишие «Аз есмь всему миру свет».

Ко времени создания славянской азбуки в мире господствовал догмат трёхъязычья: три алфавита – еврейский, греческий и латинский – были «освящены» христианской традицией, на них писали канонизированные книги Ветхого и Нового Заветов. Любой же другой алфавит, не содержащий тайнописного закона, считался оскверняющим вероучение.

Принятие славянами христианства потребовало перевода книг Св. Писания на понятный им язык. Родной язык, утверждал Кирилл, это путь к высшему проявлению духа, путь к откровению. Словом, Кирилл и Мефодий доказали, что славянская азбука обладает высшей степенью священства, в такой же мере, как древнееврейская, греческая и латинская.

  • Ценности древнерусской литературы

Если самым кратким образом определить те ценности, которые были созданы древней русской литературой, то их можно видеть в нескольких областях.

В древней русской литературе сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой и русской литературы нового времени. Уже в Древней Руси литература стала той кафедрой, с которой постоянно раздавалось затем учительное слово.

В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, — патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь «обитаемый мир» (ойкумену), который стал характерен для нее и в XIX в.

Через свою богатую переводную литературу древняя русская литература смогла усвоить лучшие достижения византийской и южнославянских литератур, стать литературой европейской.

В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философические обобщения.

В Древней Руси на основе двух языков — старославянского и русского — создался удивительно разнообразный и богатый язык литературы.

Система жанров в древнерусской литературе оказалась исключительно разнообразной и гибкой.

Древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII веке литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских.

  • Древнерусский писатель

Имен крупных писателей в Древней Руси немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский и многие другие. Тем не менее литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество, была искусством надиндивидуальным. Это было искусство, создавшееся путем накопления коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудростью традиций и единством всей, в основном безымянной, письменности.

Д.Лихачев

  • Духовный смысл древнерусской литературы

«Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги открывают «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны праведнику как оружие воину, как паруса кораблю.

Литература — священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским».

Д.Лихачев

Отсюда вера простого русского человека печатному слову. Отсюда неприятие настоящей русской литературы нецензурной лексики…

«Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным «чувством плеча», создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы, в котором и самые противоречия составляли некое органическое явление, эстетически уместное и даже необходимое. Это своеобразный средневековый собор».

Д.Лихачев

Три произведения Д.Лихачева мы использовали в этом занятии. «Поэтика древнерусской литературы», «Своеобразие древнерусской литературы», «Культура русского народа».

  • Заветы древнерусской литературы

Древнерусская литература в своей основе и в лучших своих произведениях проникнута православным христианским мироощущением. Это она и передает в качестве главного наследства русской литературе и русской культуре в целом.

© cdtimpuls.ru 2011 г.