ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

20.01.2016

О ЦЕНТРЕ

ГАЛЕРЕЯ

ДОКУМЕНТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ

КОНТАКТЫ

АДМИНИСТРАЦИЯ
ЦЕНТРА

АРХИВ
НОВОСТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
ПЕДАГОГОВ

АТТЕСТАЦИЯ
ПЕДАГОГОВ

НА ГЛАВНУЮ

20 января в ЦДТ "Импульс" продолжил свою работу семинар для педагогических работников

«Православная основа культуры России».

Состоялось третье занятие семинара:

«Роль православия в истории России».

Программа занятия

Время проведения: 09.30 - 11.00

Место проведения: г. Видное, ул. Лемешко-19, МАУ ДО ЦДТ "Импульс"

Участники: педагогические работники МАУ ДО ЦДТ "Импульс"

Руководитель семинара - педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ "Импульс" - Лихварь Владимир Владимирович.

Обобщающие тезисы третьего занятия семинара:

  • Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.
  • В церковно-славянском языке, как и в Библии, слово «язык» имеет два значения. Первое: язык - форма и инструмент речи, сама речь. Второе: язык - это народ. То есть, два понятия, язык и народ, прочно связаны. В этом лингвистическом феномене есть глубокий смысл, потому что язык, филология языка является выразителем менталитета народа, его веры, культуры, традиций, исторического наследия - то есть, выражает образ народа, другими словами, его иконографию. И можно говорить, что язык - это соборная икона народа.
    Здесь стоит отметить, что изначально новозаветный язык богообщения передавали только латинский и древнегреческий языки. От них священная эстафета перешла к церковнославянскому, единственному языку, не имевшему языческого наследия и родившемуся в лоне Церкви. Языку, объединившему в себе грамотность народа и его церковность. Языку, вобравшему в себя древнеславянскую корнесловицу и наследие прежних богоизбранных языков.
  • Славяне - крупнейшая в Европе группа народов. Важно понимать, что это не отдельное племя, а именно группа или союз народов, так что понятие национальность здесь не имеет места силы.
    Есть различные предположения и версии о происхождении термина Славяне. Одна из нескольких основных гипотез следующая:
    Лексема «славяне» этимологически восходит к лексеме «слово». То есть, славяне - люди, говорящие по-нашему. Поэтому, к примеру, германские народы, не говорившие на славянском языке, были названы славянами «немыми», «немцами». Тот же, кто обладает СЛОВОМ, то есть говорит понятным языком, мог называться словеном, в последствии - славяном, славянином.
    Исследования славянского вопроса позволяют увидеть культурно-духовную основу начала российской государственности и русского народа.
  • Обращение к известному культурно-лингвистическому исследованию Михаила Ломоносова, которое называется «О пользе книг церковных в русском языке». Целый ряд утверждений в этой работе позволяет сделать вывод о том, что по воззрению одного из величайших русских ученых, одна из важнейших заслуг церковнославянского языка состоит в том, что он содействует поддержанию единства и духовной неразрывной связи как в самом русском народе, так и во всех славянских племенах православного вероисповедания.
  • Понятие «образования» в культуре, сложившееся в России.
    Обратим внимание, что одним из основополагающих значений культуры русский язык изначально отмечает образование. И здесь важно понимать, почему так сложилось. В слове «образование» корень слова «образ». А образ - синоним слова «икона». В основе библейского, евангельского представления, понимания, знания человек создан по образу и подобию Божьему. И русский язык, русская культура открывают нам, что «образование», в первую очередь - это не передача суммы неких знаний (это само собой подразумевается), а, прежде всего, - это восстановление в человеке образа Божьего.
  • Посмотрим, как религия формирует историю страны, культурные и нравственные коды ее народа.
    - Начнем с того, что с принятием православия, существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
    - Когда к концу 12 века Киев утратил значение общерусского центра. Для процветания, становления и укрепления Руси необходимо было ее объединение, учитывая, что стране угрожали две силы: с востока монголо-татары, с Запада - экспансия католичества, очень агрессивная и не менее, а даже и более опасная. Также нужен был мощный подъем русского самосознания. Объединяющим элементом стала русская православная церковь.
    - Важная особенность русской православной власти. Трудами таких властителей, как Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский и др. утвердился взгляд на княжение как на религиозную обязанность. Русские князья стали посредниками между верховной властью и народом, воспитав в себе ответственность за его судьбу, отбросив привычку к своеволию. И не случайно возник славянский отдельный чин святости - великие благоверные князья.
  • Развитие монашества и монастырей в России во многом определило как государственный, так и нравственный строй русской жизни.
  • Чудотворные иконы Богородицы не раз принимали участие в знаковых, кульминационных, критических событиях отечественной истории.
  • Церковь становилась объединяющим элементом во времена великих смут, предотвращая распад русского государства.
  • Гонения на христианскую веру в России после революции 1917 года по силе и лютости можно сравнить только с гонениями в первые века христианства в Римской империи. Но кровь мучеников всегда становилась самой сильной охраной церкви, народа, государства. И шествие «бессмертного полка», когда в день 70-летия победы над фашизмом по всей стране прошли в одном строю мертвые и живые является одним из самых сильных чудес нашего времени. Чудес, явственно подтверждающих евангельское изречение: «У Бога все живы».
  • Сближение Церкви и государства в борьбе против фашизма. Обращение государства к идеологии патриотизма, историческим, духовным корням народа.
  • Православная Церковь — не только клир, а весь православный люд, все братья по вере — как живущие, так и отошедшие в мир иной. И если смотреть на православие еще под этим углом, его значение в истории России высвечивается с особой очевидностью.
© cdtimpuls.ru 2011 г.