ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Мир шахмат в мире культуры как средство развития ребенка.

Гайнулина Валентина Мироновна, кандидат педагогических наук,
кандидат в мастера спорта (шахматы), педагог дополнительного образования,
руководитель шахматного объединения МБОУ ДОД ЦДТ «Импульс».

Шахматы, возникнув в глубинах истории человечества достойно присутствуют в современной информационной эре. Сегодня существуют гигантская шахматная литература и периодика, комментированные анализы шахматных турниров прошлого и настоящего. Существует и художественная литература о шахматах, авторы – Куприн, Набоков, Леонов, Котов, Панов, Цвейг, Унамуно, Стаут, Бурникель. Это на русском языке, оригинальная и переводная. Есть книги и на других языках. Шахматы задействованы не только литературой, но и политикой, экономикой, кино и фотоискусством, живописью, историей, этиологией, праксиологией, литературоведением. Такие специфические увлечения человечества, как коллекционирование и антиквариат, как экслибрис, почтовые марки, карикатура, юмор и шарж не могли обойтись без шахмат ювелиры, резчики по камню, дереву, мастера художественного литья вдохновлялись энергетикой и красотой мира шахмат, их произведения восхищают маленьких и юных шахматистов, знакомящихся с историей шахмат по иллюстрациям: такое это чудо, что даже «телевизионные» дети им очаровываются!

Имея в виду исторический характер феномена «шахматы», один из его блестящих знатоков Ю.А. Архипов в предисловии к книге «Шахматная новелла» (сборник лучших произведений на шахматную тематику наших и зарубежных авторов) отмечает взлет шахматной одаренности в 20-30 –х годах прошлого века, между двумя мировыми войнами. И продолжает: «Именно, в эту пору шахматы стали заметной составной частью культуры, а может быть, даже ее тайным символом и талисманом. Потому что никогда прежде культура не знала такого сретения логики и загадки, никогда прежде не стремилась так к рациональному исчерпанию иррационального, к тому, чтобы «Заковать в меру трепет Вселенной» (В. Хлебников). Недаром в эти годы во всем мире наступил настоящий культ Достоевского с его «неэвклидовой» геометрии души».

Педагогическая целесообразность обращения к шахматам основывается на содержательно-методическом использовании развивающего потенциала шахмат для формирования личности учащегося как субъекта деятельности. Размышляя в шахматной игре, ребенок занимается умственным трудом, умственной деятельностью. Насыщенность шахматной игры понятиями, правилами, теоретическими конструктами, постоянными связями между причиной и результатом опосредуют умственную деятельность играющего как сложную.

Здесь уместно заметить, что в науке «праксиология», изучающей всякую человеческую деятельность, для обоснования специфических видов деятельности как очень сложных (умственной, техники борьбы и др.) есть традиция обращаться к шахматам (см. «Трактат о хорошей работе» всемирно известного ученого Т. Котарбинского, имя которого стоит в ряду с такими мыслителями, преобразующими практики как Ф..У. Тейлор, Г. Форд, М. Вебер, А.А. Богданов). Шахматная игра – это модель грамотной активности действующего субъекта, который решает задачу. А теперь обратимся к природе дополнительного образования, существующего в учреждениях этой системы. Ее основное свойство – обязательная включенность детей в деятельность, наглядно являющую им свои результаты в форме комплекса их знаний, умений, технологий, практических работ. В чем же проблема? В том, что рефлексия на себя как субъекта деятельности у учащегося формируется в пределах «знаю, умею, делаю» на материале содержания занятий – и на этом ограничивается. Реально воздействие обученности учащихся на их общее развитие больше, чем они осознают. Было бы полезнее, чтобы деятельностная рефлексия стала более адекватной этой обученности.

Что касается школы, то учитывая действующую концепцию учебной деятельности как ведущей в развитии учащегося и имея в виду реальную численность детей, неусваивающих учебную программу, становится актуальной проблема привития им культуры отношения к себе как субъектам учебной деятельности. Это может повысить интенсивность «встречного движения» ребенка к учебе в школе.

Таким образом, полезность шахмат для УДОД и школы, а не только конкретно для ребенка и его семьи, достаточно основательна. В подкрепление этой позиции можно привести информацию о значении шахматной литературы.

Огромное разнообразие книг и брошюр (не в тиражном измерении, тираж, как правило, мал, спрос – выше!) вызвано неисчерпаемостью самих шахмат и безграмотностью исследовательской активности авторов, что вместе обусловливает средствовый потенциал воздействия на развитие интеллектуальных, эстетических и деловых качеств пользователя (поэтому и обращаются праксиология, менеджмент к авторитету и наглядности шахмат).

Обучиться чтению шахматной литературы человеку, «умеющему читать» в общепринятом смысле этого термина, довольно просто. При формировании установки на овладение шахматной нотацией увлечение шахматами может возникнуть и при отсутствии шахматного кружка, шахматных телевизионных программ.

Обратим внимание, что шахматная литература и интерес к ней – это единственное, возможно, доказательство немифологичности репутации ближайших предков как «народа читающего» для современной молодежи, отчужденной от высокой литературы.

Книги по шахматам – это накопитель культуры, они не устаревают. Например, изданная на немецком языке в 1890 году «Теория и практика эндшпиля» выступает информационно-методической основой для новых исследований шахматных окончаний. С первого появления на русском языке книги «Эндшпиль» в 1927 году впитавшей ее идеи, последовали публикации серий, монографий развивающих представление о шахматных окончаниях, и так весь XX век.

В каждой шахматной книге присутствует множество нюансов, которые у шахматных знатоков вдохновляют мозг, память, интуицию, игровую активность.

Шахматная литература способна предъявлять юному поколению идеалы дела (класс игры) и отношения к нему (путь к мастерству). Какой бы спор не возникал вокруг Личностей мира шахмат из-за их политических воззрений, изгибов судьбы, они безупречны как Мастера.

Итак, шахматная литература и ее роль – это «параллельный мир» педагогики дополнительного образования, а возможно и школьн ой педагогики, который они пока не воспринимают во всем богатстве его креативных возможностей.

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.