ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

МАСТЕР-КЛАСС "ДЕЛУ ВРЕМЯ, КОЗУЛЕ ЧАС"

Проводит Калинова Елизавета, 8 лет - обучающаяся студии тестопластики "Открытие"

Руководитель студии - педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории Брагина Наталья Валентиновна

Цель: знакомство с древним промыслом народов севера «Поморские козули, каргопольские тетёры».

Задачи:

познакомить с техникой изготовления каргопольской тетёры;
развивать мелкую моторику рук;
развивать творческие способности.

Необходимый материал:

тесто (2 стакана ржаной муки, 1 стакан соли, 1/3 стакана воды);
образцы;
мука;
вода.

И пойдёт наш рассказ о козулях - пряниках архангельских поморов, о тетёрках каргопольских.

Первые козули появились на поморской земле много веков назад. Из летописей известно, что еще в XII веке русичи лепили из теста фигурки животных - коней, коров, быков, а потом съедали их на общих трапезах. Историки считают этот обряд дохристианских верований, когда просьбами, молитвами и заклинаниями люди пытались расположить к себе высшие силы и тем самым защитить свой дом от бед и напастей.

Поморские козули, делают из теста, в составе которого только ржаная мука, вода и соль.

Козули или козюли — изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки своё название берут не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка». Козули считаются разновидностью русских пряников. Детьми они используются как игрушки. Кусочкам теста придают форму различных животных и птичек. Изготовленные фигурки запекают в печи или духовке на смазанном маслом листе.

А какая красивая легенда есть о мукасольках. Вот послушайте. Жил в давние времена Степан-рыбак, бригадир ватаги рыбацкой. И ходила о нем слава по всему краю архангельскому, что из его ватаги все живыми домой возвращались, да с богатой добычей. Обычно собирались в последний день перед походом рыбаки у Степана в доме, вино пили, песни грустные пели, да мешали муку пополам с солью, чтобы не зачервивела мука и не закисла от воды морской. Кусочки соленого теста запекали в печи и складывали их в мешочки. Называли эти кусочки хлебосольками. В дальнем походе разваришь такой кусочек в воде, бросишь туда рыбу да пшено - славная уха получалась. Однажды перед походом собрались рыбаки, как всегда, в доме Степана, а в уголке, в стороночке сидела дочь Степанова, Пелагеюшка, и лепила из соленого теста фигурки разные: зверушек всяких, чудных человечков да часовенки православные. Когда рыбаки стали выходить из дому, положила Пелагеюшка поделки свои в туесок отцовский, где хранилась у него иконка чудодейственная. И лишь сам Степан да Пелагеюшка знали об этом. Когда в походе далеком надвинулись на суденышко льды тяжелые и холод лютый вытягивал душу из тела, когда заблудились в пурге добровольцы-разведчики, заперся Степан у себя в каютке, достал иконку архангельскую и молился святым православным, чтоб не сиротили детей рыбацких. Опосля снял с себя крестик нательный, достал хлебосольки Пелагеюшкины и, зажав их в просоленных ручищах, просил богов языческих и Перуна могучего поспособствовать его ватаге. И тут же отошли льды гремучие, отпустила стужа лютая, утихла пурга, и возвратились на корабль разведчики с нартами, груженными добычей богатою. И не было в деревне Степановой сирот, не остались голодными семьи рыбацкие. А когда стал Степан слишком старым, чтобы в море ходить, раздал он хлебосольки Пелагеюшкины внукам и правнукам. Те стали дарить их соседям, а соседи ставили их под образа. И не покидали их дома удачливость и достаток. А дома те славились хлебосольством и приветливостью.

А, как известно, в России всегда было принято: «Гость на пороге - радость в дом».

Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты.
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды –
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим!
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье,
Хлебосольство и открытый дом.

А какое разнообразие среди козуль: холмогорские объёмные (напоминающие глиняные фигурки), каргопольские козули -тетёры и расписные плоские козули-пряники.

Народ веками создавал разнообразных оленей, барашков, птичек, бычков, коньков, тетёрок и многих других животных. Русичи верили, что «козули» приносят удачу, счастье, являются оберегом.

Олень и конь – символы солнца.

Конь – символ веры, надежды, любви. Коня с плетёной гривой дарили девушкам.

Бараны и коровы – символы изобилия.

Коза – плодородие. На своих рогах несёт солнце, дающее жизнь и тепло.

Любая птичка – пожелание счастья и здоровья.

В селе Кузрека Мурманской области проводятся фольклорные праздники, посвящённые этим самобытным игрушкам. Гости праздника могут перенять у современных поморов древнюю традицию и научиться лепить аккуратные фигурки из ржаного теста.

Неповторимые по технике лепки и форме пряники “тетёры” или “витушки”, которые до сих пор делают на Мезени и в Каргополе выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей и птиц. Этим мы сейчас и займёмся.

«ДЕЛУ ВРЕМЯ, КОЗУЛЕ ЧАС».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Используемый материал:

http://slavyanskaya-kultura.ru/kuhnja/pomorskie-kozuli.html
http://news.youroute.ru/2012/08/17/pomorskie-kozuli-nauchat-lepit-v-murmanskoj-oblasti/
http://zdorovmix.ru/eto-pomorskie-kozuli-delayut-ih-iz-testa-v-sostave-kotorogo-tolko-rzhanaya-muka-voda-i-sol/

Итоги участия творческой работы в конкурсах различного уровня.

Калинова Елизавета
Диплом II степени
в номинации "Лучший сценарий мастер-класса"
Студия тестопластики "Открытие", руководитель Н.В. Брагина

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.