ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Методическая разработка темы
"Способы изготовления полой фигуры. Куклы в народном костюме"

Аннотация: Целью данной методической разработки является раскрытие опыта проведения занятий по изучению темы «Способы изготовления полой фигуры. Куклы в народном костюме», взятой из дополнительной образовательной программы студии тестопластики «Открытие» (II год обучения, возраст детей 8 -11 лет).

Содержание занятий на данную тему даёт возможность ребёнку не только овладеть различными приёмами работы с солёным тестом, но и знакомит с образом русского человека, его бытом, традициями.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Характеристика темы.
  3. Оборудование и материалы, используемые на занятии.
  4. Способы изготовления полой фигуры.
  5. Последовательность изготовления куклы в народном костюме.
  6. Дидактическая карта для самостоятельной работы.
  7. Заключение.
  8. Список используемых источников.

1. ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного ребёнка к народной культуре состоит преимущественно в практческом ознакомлении обучающихся со смыслом народного творчества, его технологиями и художественными характеристиками. В этом отношении очень продуктивна работа по изготовлению куклы в народном костюме.

При работе над подобным сувениром от ребёнка требуется применить полученные умения создавать лепную человеческую фигуру, кроме того, показать личность своего персонажа значит изобразить его эмоции, поворот головы, движение рук.

Маленький скульптор оживляет своё творение деталями народного костюма и лепными отделочными элементами, предварительно ознакомившись с их особенностями.

Работа с солёным тестом воспитывает усидчивость, требует точности в последовательности изготовления. В результате опыта закрепляются и развиваются умения, способности ребёнка работать в технике мелкой пластики, объединять выразительные возможности лепки и росписи.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

Тема: «Способы изготовления полой фигуры. Куклы в народном костюме».

Цель: приобщение детей к ценностям народной культуры и формирование у них умения выражать свои чувства доступными им средствами.

Задачи:

  • формировать умение подбирать и использовать специальный информационный материал;
  • закреплять знания о технологических приёмах изготовления фигуры человека из солёного теста;
  • познакомить с особенностями национального костюма;
  • создать условия для проявления творчества.

На изучение данной темы отводится 16 часов.

На 1-ом занятии проходит беседа «Образ русского человека в национальном костюме» - изложение исторических данных по теме занятия, способствующих рождению художественных образов.

Педагогом демонстрируются различные приёмы работы с солёным тестом в изготовлении деталей народного костюма. Работа детей над творческим замыслом. Подбор сопутствующих материалов.

2-5 занятие посвещено практической деятельности детей с индивидуальным консультированием, при необходимости педагогом оказывается помощь. После каждого этапа работы подводятся итоги.

6-8 занятие - роспись готовых изделий:

  • поиск цветового решения;
  • работа над техникой рописи (орнамент).

3. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ.

Полочка для демонстрации последовательности изготовления куклы в народном костюме.

Для работы потребуется: солёное тесто, мука, вода, кисть для воды, картоновый конус-каркас, скалка, стека, зубочистки, расчёска, ножницы, шаблоны (выкройки для одежды).

4. СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛОЙ ФИГУРЫ.

Основа для куклы.

В качестве каркаса для основы куклы можно использовать не только конус из картона, но и фольгу.

Смятый кусок фольги заложить (как начинку) в лепёшку солёного теста. Покатать в руках, придав форму конуса. Полученную основу просушить в духовке.

Три способа изготовления складок одежды.

1-ый способ:

1. раскатать широкую полоску, разделить её на трапеции;

2. у каждой трапеции слегка загнуть боковые края;

3. закрепить их на смоченном водой конусе, получили складки юбки или сарафана.

2-ой способ:

1. раскатать ленту по ширине подходящей к высоте конуса;

2. ленту собрать «гармошкой» так чтобы образовались мягкие складки, зафиксировать их;

3. закрепить складки на смоченном водой конусе, неаккуратное место стыка краёв ленты можно закрыть дополнительной деталью трапецией-складкой или фартуком.

3-ий способ:

1. из тонкого пласта теста вырезать круг, по размеру подходящему конусу;

2. на смоченный водой конус положить круг, придать ему форму складок;

3. с помощью зубочистки закрепить туловище.

5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ:

1. Найти иллюстрацию, соответствующую задуманному образу.

2. Подготовить основу — конус:

  • обернуть тестом картоновый конус;
  • излишки срезать стекой, вставить зубочистку.

3. Оформить конус складками юбки:

  • раскатать пласт теста толщиной примерно 3мм;
  • вырезать длинные трапеции (выше половины конуса);
  • закрепить трапеции на смоченном водой конусе таким образом, чтобы получились складки юбки, поставить в духовку.

4. С помощью шаблона вырезать и закрепить на конусе душегрею.

5. Сделать рукава:

  • из двух одинаковых шариков раскатать две детали, напоминающие по форме рукава;
  • на смоченный верх конуса закрепить рукава (их длина должна быть чуть ниже пояса фигурки);
  • в рукавах сделать отверстие для ладошек.

6. Сделать шею, голову, лицо, поставить в духовку.

7. Приготовить две одинаковые детали — ладони, закрепить их, с помощью ножниц сделать пальцы.

8. На смоченную голову закрепить полоску из солёного теста — почелок. Подсушить в духовке.

9. С помощью скалки и расчёски приготовить шаль.

6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
(образец — фарфоровая кукла)

На основе коллекции фарфоровых кукол (статической формы) для самостоятельной работы были разработаны дидактические карты "Последовательность изготовления куклы в народном костюме". С помощью такой карты дети осваивают механические приемы выполнения элементов одежды и её деталей, учатся соблюдать пропорции фигуры человека.

1. Просушенный конус оформить складками;

2. сделать подол шубы, с помощью зубочистки закрепить туловище, оформить талию поясом;

3. закрепить руки, шею, голову и поставить в духовку;

4. голову просушенной куклы оформить красивой с орнаментом лентой;

5. из тонкой пластины теста с помощью расчёски вырезать шаль и оформить её бахромой;

6. полученную шаль «повязать» на голову, куклу просушить.

В последствии переходим к освоению изображения жестов, мимики на примере позирующей модели (обучающиеся объединения). Переход от статики к динамике приводит к построению тематических многофигурных композиций.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель деятельности студии тестопластики заключается в формировании высокого уровня развития обучающихся на основе постоянно усложняющейся деятельности при активной поддержке педагога.

Особое внимание уделяется поиску творческих решений. Иллюстративно-методическое обеспечение программы, текстовая информация вводит обучающихся в мир образов русского человека, крестьянской жизни, знакомит с традициями празднования, обычаями, всё это является источником вдохновения на создание разнообразных тематических сюжетных композиций. Работа начинается с поиска , обработки , осмысления информационного материала, домашний компьютер, в этом случае, используется как индивидуальное информационное пространство. Обучающиеся учатся работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать её, делать выводы. Осваивают приёмы работы с технологической документацией.

Рассматривание образцов многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Познакомившись с некоторыми секретами мастерства, дети создают уникальные произведения мелкой пластики, которые радуют его самого и его близких.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дайн Галина «Детский народный календарь» «Игрушка в культуре России», книга 1 Хотьково, Сергиев Посад 2010.- 183 с.
  2. Журналы. Куклы в народных костюмах. - Россия: изд. ООО «Де Агостини», 2012 -2014.- 15 с.
  3. Лучия Пацци. Фантазии из соленого теста. – М.: Мой мир, 2007 - 111 с.
  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru : Айтмухамбетова Р.Р. Экспертная оценка методической разработки педагога на соответствие высшей квалификационной категории
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Компьютерные технологии обучения.
  6. www.vfmgiu.ru Методы обучения в дополнительном образовании.
На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.