ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

Тема
«Игровая технология
как средство развития познавательного
интереса на занятиях «Мягкая игрушка»

автор: Солнцева Светлана Васильевна
педагог дополнительного образования
МБОУДОД ЦДТ «ИМПУЛЬС»
2011 г.

Проблемы, решению которых будет способствовать разработка

Уменьшается наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на занятии слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.

Игровая технология - средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Цель разработки: Показать возможности игровой технологии для развития познавательного интереса на занятиях «Мягкая игрушка»

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

  1. Повысить познавательный интерес и учебную мотивацию к «Мягкой игрушке ».
  2. Повысить качество знаний учащихся в работе с тканью, мехом.
  3. Развить коммуникативные способности учащихся.

Ожидаемые результаты: Использование игровой технологии для развития познавательного интереса, для повышения учебной мотивации. Предложенные сценарии игр могут использоваться полностью или частично, педагоги других учебных программ могут применить на практике схему предложенных игр.

Обоснование актуальности

Кружок « Мягкая игрушка » своим названием показывает связь содержания работы кружка с природой детства – стремление детей играть, делать что – либо своими руками, создавать собственный мир из маленьких людей и животных. Работы детей богаты по содержанию и целостны по восприятию.

Изготовление мягкой игрушки поисходит в определенной последовательности:

  1. Выбор персонажа или эскиз.
  2. Изготовление выкройки.
  3. Раскрой.
  4. Cшивание отдельных деталей.
  5. Оформление готовой работы.

Новизна исследования заключается в том, что игровая технология отличается от традиционной игры:

  • ролью в учебном процессе;
  • участием учащихся и учителя в игре;
  • развитием личностных компетенций ученика.

Содержание разработки

Анализ методической и психолого-педагогической литературы по вопросу возможности использования игровой технологии как фактора развития познавательного интереса, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют сделать следующий вывод:

  1. Игровые технологии на занятиях мягкая игрушка — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
  2. Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:
    • какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии;
    • для какого состава учеников следует применять;
    • как увязать игру с другими способами обучения;
    • как найти время в учебном плане для ее проведения;
    • какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.

1. Этапы игровой технологии

2. Требования к игровой технологии

Игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества, поэтому игра должна быть построена на интересе; обязателен элемент соревновательности между участниками игры.

Этапы игры:

  1. Предварительная подготовка /группа разбивается на команды, домашнее задание/.
  2. Игра.
  3. Заключение по занятию: выводы о работе участников игры и мини - выставка.

Для игровых форм занятия характерно:

  • моделирование определенных видов практической деятельности;
  • моделирование условий, в которых протекает деятельность;
  • наличие ролей, их распределение между участниками игры;
  • различие ролевых целей участников игры и наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

3. Виды игр

Игры-упражнения. Игры-путешествия. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Технологии игр «Зоопарк» (путешествие по теме «Мягкая игрушка в объеме»), ролевая игра на местности по станциям «Виртуальный магазин», «Садовая », «Ярмарка», «Мастерская» (итоговый занятие) /Приложение 1/

Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Технологии игр «Кукольный театр» (тема «Фантазийная игрушка»), «Я - художник» (тема «Плоская игрушка»), апробированы на практике. Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера)>; у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотношение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно - мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

4. Отличие традиционной игры от игровой технологии

Традиционная играИгровая технология
Роль игрыВспомогательная роль:
иллюстрации,
стимулирование интереса,
эмоционально-
привлекательный фон
Учебная игра моделирует процесс
реальной или имитационной ситуации,
самостоятельного принятия решения в
соответствии с правилами игры и
моделью социального взаимодействия,
оценочную деятельность при анализе
принятых решений и достигнутых
результатов (в том числе и учебных).
Участие учащихсяПо желаниюОбязательно для всех учащихся
Участие учителяУчитель находится «вне игры»:
наблюдатель или болельщик
Совместная игра учителя:
-одна из играющих сторон;
-ведущий, арбитр, эксперт, консультант
Процесс обученияАбстрактная деятельность Модель обучения, по сравнению с
традиционной, более перспективна;
процесс обучения максимально
приближен к практической
деятельности
Развитие
способностей
учащихся
Повышает интерес,
внимание
Решения во многих играх принимаются
коллективно, что развивает мышление
учащихся, коммуникативные
способности; повышают интерес,
снимает утомление, развивает
сообразительность, позволяют лучше
запомнить формулировки, определения,
"раскрепощают" ученика;
Позволяют приобрести опыт:
- публичных выступлений;
- ведение дискуссий;
стратегического и тактического
поведения личности и команды в
меняющихся условиях.

5. Методы исследования

Я предлагаю для выявления познавательного интереса детей применять методики, разработанные на кафедре педагогики Самарского государственного педагогического университета «Учитель-исследователь» /Приложение 3/

Перспективы дальнейшего развития разработки

Используя игровую технологию на занятиях кружка «Мягкая игрушка», передо мной открылись перспективы дальнейшего его развития: разработка и использование межпредметных игр: ручной труд и развитие речи, ручной труд и окружающий мир.

Уровень проработанности разработки

Разработка находится на этапе анализа.

Приложение 1

Схема игры на местности

На каждой станции вручается задание. Задание выполняется и сдается на проверку контролеру /роль контролера играет родитель/. Примерные станции:

  • «Ателье»,
  • «Виртуальный магазин »,
  • «Ярмарка»,
  • «Посади свой цветок»,
  • «Мастерская».

Схема игры
«Зоопарк»

  • Обследование района путешествия
  • Сбор информации об обитателях зоопарка
  • Знакомство с животными, их повадками местом обитания
  • Домашними
  • Дикими
  • Птицами
  • Знакомство с животными, занесенными в Красную книгу
  • Задача решена - подведение итогов

Приложение 2

Схема игры
«Кукольный театр»

  • Отправляемся в театр (знакомство с театром Образцова»)
  • Знакомство с куклами марионетками (как они двигаются)
  • Подготовка к спектаклю (выбор персонажа для работы)
  • Репетиция (изготовление марионетки)
  • Генеральная репетиция (Оживление персонажа)
  • Спектакль (Играем своими куклами)
  • Авации - подведение итогов. Мини выставка работ.

Схема игры
«Я - художник»

  • Приходим в художественную студию (определяем инструменты для работы)
  • Думаем «Кого я нарисую?» (эскиз портрета)
  • А что будет вокруг? (подбор тканей)
  • Глаза – зеркало души! (Работаем с фурнитурой)
  • Неужели это –я!? Мини - выставка.

Игра на местности.

На каждой станции вручается задание. Задание выполняется и отдается на проверку контролеру / роль контролера играет родитель/.

Название станцииЗадание
Станция «Центр»
Старт.
Станция «Виртуальный магазин» На станции мы знакомимся с видами разных
тканей, вибираем ткани для платья, кофты или
брюк. Определяем какие они бывают:натуральные или
синтетические.
Станция «Садовая»
Посади свой цветок!

Каждый «выращивает » свой цветок - и
относит маме.
Станция «Ярмарка»

  1. Отмерьте 5 локтей веревки. Сколько это
    метров? За локоть платили алтын. Сколько
    это копеек?
  2. Имеется мешок муки весом 3 пуда. Сколько
    нужно заплатить за муку, если 1 кг. муки
    стоит 4 рубля?
  3. Имеется фунт гвоздей. Подсчитайте, какова
    масса каждого гвоздя?
Справка:
1 локоть = 45 см.
1 пуд = 16 кг.
1 фунт = 400 г.
1 алтын = 3 коп.
1 полушка = ? коп.
А на ярмарке народ – чудо куколок дает!!!

Мы конечно не ломаемся, ну и сами мастерим!
Получается!!!
Станция «Мастерская».
Конструируем подставку для инструментов.

На все руки мастера, мы все сделали, УРА!!!
Станция «Центр»Финиш.

Приложение 3

Методы исследования выявления познавательного интереса детей

Методика № 1: выявления мотивов учебной деятельности детей

Подчеркните, пожалуйста, мнение, наиболее соответствующие Вашему:
Учусь потому, что на уроках интересно;
Учусь потому, что заставляют родители;
Учусь потому, что хочу больше знать;
Учусь потому, чтобы потом хорошо работать;
Учусь, чтобы доставить радость родителям;
Учусь потому, что в наше время нельзя быть незнающим;
Учусь потому, что нравится учитель.
Следует учитывать, что анализ мотивов позволяет выявить некоторые причины и неудач в учебе, связанных с системой отношений. Воспитание положительных мотивов учебной деятельности тесно связано с нормализацией социально-психологического климата в классном коллективе. Теперь нужно обратиться к анализу учебных интересов ученика, для этого применяется следующая методика

МЕТОДИКА № 2: анализ интересов и направленности ребенка

  1. Интерес к профессии:
    1. Какие профессии тебе кажутся привлекательными
    2. Какую профессию собираешься выбрать в будущем
    3. Кто сформировал у тебя интерес к этой профессии (подчеркнуть: радио, телевидение, книги, учителя, встречи со специалистами, родители)
    4. Чем привлекает тебя эта специальность (имею способности к ней, перспективная специальность, хорошо оплачивается, интересная, увлекательная)
    5. В какой мере ты уверен, что осуществишь мечту (абсолютно уверен, надеюсь, что удастся, сомневаюсь, что удастся, уверен, что не удастся)
  2. Любимые занятия (интереснее всего):
    1. Что делать
    2. Во что играть
    3. Что читать
    4. В чем помогать
    5. Что посещать
    6. О чем говорить
    7. Что наблюдать
    8. Что у тебя получается лучше всего
  3. Интересы научные и технические:
    1. Любимые учебные предметы
    2. Любые области науки
    3. Привлекательны области техники
    4. Самые интересные ученые
    5. Самые интересные изобретатели
    6. Выдающиеся изобретения
    7. В какой области науки или техники занимаешься сам
  4. Эстетические интересы:
    1. Любимый писатель, его произведения
    2. Любимый художник, его произведения
    3. Любимый композитор, его произведения
    4. Любимый скульптор, его произведения
    5. Любимое место в твоем городе
    6. Какой областью искусства занимаешься сам
  5. Участие в кружках:
    1. предметных
    2. технических
    3. научных
    4. литературных
    5. художественных
    6. музыкальных
    7. спортивных
    8. в каких олимпиадах принимал участие
    9. в каких конкурсах участвовал
    10. какие призы и награды за это имеешь

МЕТОДИКА № 3: определения уровня познавательных интересов

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии
    1. связаны очень тесно
    2. связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности
    3. не связаны
  2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т.д.
    1. постоянно
    2. иногда
    3. очень редко
  3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев
    1. большинство занятий подчинено этому принципу
    2. ставит такие задачи, но редко выполняет
    3. не ставит долговременных задач
  4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении задач)
    1. делает всегда столько, сколько нужно
    2. делает периодически
    3. не любит выполнять неинтересную для него работу
  5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом
    1. всегда, когда это нужно
    2. только изредка
    3. не способен

В результате анкетирования исследователь должен придти к выводу о наличии или отсутствии нравственной позиции школьника в отношении к учению.

Выбор учениками мотивов отражает их разный подход к получению знаний по конкретном предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем, жизненными планами, сложившимися ценностями. Мотивы общения со сверстниками связаны с общими эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов являются в классе показателем внутриколлективных интересов учеников, связанных с познавательной сферой деятельности.

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.