ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


"ИМПУЛЬС"

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Управление образования администрации Ленинского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества "ИМПУЛЬС"

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "ИНДЮК"
по мотивам дымковской глиняной игрушки.

Автор - Лобырев Никита, 15 лет - обучающийся объединения "Народная глиняная игрушка"

Руководитель объединения - педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории Пигарева Ольга Руфовна

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

История возникновения глиняной игрушки – уникальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве. Это один из известных и популярных народных промыслов страны. Без веселых нарядных игрушек из глины уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народных художественных промыслов. Первые глиняные изделия и игрушки были извлечены из земли путем археологических раскопок, датированы 6-7 вв. В игрушке отчетливо звучит тема народной жизни, быта, духовная и физическая гармония земляков – тружеников. Изготовлением глиняной игрушки занимались люди во многих областях нашей страны, и в каждой местности игрушки имеют свой особый вид. Изготавливались игрушки из белой, красной глины, в зависимости от того, какой глиной был богат край.

Дымковская игрушка является образцом изящества, славится кружевной росписью ярких красок по белому полю изделий.

Деревня Дымково была известна еще в 1678 году изготовлением глиняной посуды. Фигурки людей – барышень, барынь, матерей с детьми, няней с ребенком на руках, являлись самыми трудоемкими - верхом сложности.

Ловкими движениями пальцев вылепливались из куска глины небольшие изящные фигурки.

Слепленные игрушки просушивались в домашних условиях, потом обжигались в печах.

Остывшие фигурки белили мелом, разведенным на молоке, и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. Для росписи применялись самодельные кисти из тряпок и лучинок, палочки для наведения глаз и бровей. Готовые побеленные игрушки отличались чистотой, певучестью линий, плавными переходами объемов, отсутствием швов и стыков. В пластическом выражении фигурка получалась монолитна и лаконична.

Краски были приглушенных оттенков, мягких пастельных тонов: красный, желтый, зеленый, синий, синька – ультрамарин, черный – сажа. Методическая последовательность изготовления игрушки сохранилась с ранних времен до настоящего времени, различные приемы удобной и эффективной исполнительской работы отрабатывались мастерами.

Работа над творческим замыслом.

  • Выбор темы для творческой работы.
  • Сбор информации, исторических данных по теме.
  • Подбор наглядных пособий, иллюстраций с изображением сюжетных композиций дымковских мастеров.
  • Разработка технологии выполнения (выбор и обсуждение с педагогом наиболее рациональных и технически правильных приемов работы, подбор сопутствующих материалов).
  • Практическая работа.

Технология изготовления творческой работы.

Проектирование отдельных элементов объемной композиции творческой работы, определение очередности выполнения работы.
Работа с глиняной массой:
лепка основной фигуры композиции;
лепка персонажей композиции.
Сборка изделия:
компановка деталей;
размещение персонажей композиции на основе.
Роспись изделия.
Декоративная отделка золотом.

Информационно-изобразительный ряд, иллюстрирующий этапы изготовления творческой работы «Индюк».

Приступаем к практической работе! Лепим из глины фигуру индюка.

Работа производится в несколько этапов:

  • Сначала выполняется основная часть фигуры - туловище с массивной шеей и лапками. Верхняя часть шеи преобразовывается в голову.
  • Далее лепим хвост с окошками-отверстиями, и хорошо примазываем его к туловищу.
  • Два одинаковых крыла примазываем к бокам.
  • Отверстия в хвосте и ниши в боках индюка в последствии заполняются композициями с фигурками.

Продолжаем работу - верховыми лепными деталями украшаем основную форму.

Основная часть работы готова! Приступаем к ювелирной работе - изготовлению мелких фигурок, примеряим их на свои места.

Даем форме высохнуть, затем покрываем побелкой.

Дальнейшая наша деятельность связана с красками. Работаем гуашью. Роспись начинается с самых крупных и ярких цветовых пятен.

Поэтапно на лепную фигуру наносятся расписные узоры. Мелкие фигурки персонажей – хлебосольная барышня, нянюшка с детьми на руках, офицер на лошади, коза-водоноска, ярморочный медведь–музыкант, петухи, поросятки и другие фигурки сначала были расписаны, затем укреплены на своих местах (такая последовательность выполнения связана с миниатюрными масштабами изделия и техническими условиями работы объединения: работы не подвергаются обжигу).

Пластичность и стройность форм подчеркивается искусной росписью. Каждая деталь росписи является украшением изделия, поэтому очень важно гармонично сочетать мотивы росписи с формой лепной фигуры.

Вот какой Индюк-красавец у нас получился!

Работа над изделием продолжалась два года. Немало времени было посвящено ваянию из глины, пока не была достигнута нужная форма - хрупкая и в то же время монументальная, удерживающая массивный хвост, статную и величественную шею, по-царски посаженную голову, хрупкие крылья, служащие так же и точками опоры, резные птичьи лапки. Пока создавалась форма, выстраивались в сознании картинки узоров и цветовая гамма росписи. Расписывалась работа весело и быстро, завершилась отделкой золотом.

Итоги участия творческой работы в конкурсах различного уровня.

На главную >>
© cdtimpuls.ru 2011 г.